Почему строительство третьей линии метро в Минске — это плохо

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Наступил август и подошло время моей очередной ревизии стройплощадок третьей линии метро в Минске. Я было собрался написать стандартный пост о том, как продвигаются дела, но новости последних месяцев, а также постоянное отслеживание специализированных форумов (раз, два) натолкнули меня на идею высказать по стройке века совсем другие мысли. В городе строится всего только 4 станции, а проблем уже выше крыши! И это еще ветка не переброшена пока за Свислочь в сторону Машерова, Хоружей, Бангалор, где градостроительная ситуация куда более напряженная. В общем, третья линия метро, полезность которой до полного ввода в эксплуатацию вызывает изрядный скепсис, городу, похоже, не нужна…

Без сомнения, третья линия метро в окончательном виде — из Курасовщины через центр в Зеленый Луг — нужна городу. Можно размышлять о том, что ее следовало заменить скоростным трамваем, однако и против трамвая есть аргументы. В частности, у белорусских архитекторов нет опыта проектирования подобных систем — раз. Настоящий скоростной трамвай в центре Минска так или иначе пришлось бы опускать под землю, особенно в районе плотной застройки Машерова и Богдановича — два. Для ЛРТ в Беларуси не производится подвижной состав, современные трамваи «Белкоммунмаша» не годятся на такую роль — три. Теоретически, после окончания строительства третьей линии, провозной способности трамвая может не хватить — четыре.

Город выбрал метро еще и для загрузки существующих производственных мощностей специализированных предприятий, поэтому мы имеем то, что имеем — стройку метро.

Для кого?

Первый участок третьей линии будет пользоваться небольшим спросом, так как включает в себя всего четыре станции. Устойчивых потоков пассажиров по этому участку сейчас нет, это легко доказывается отсутствием прямого транспорта между Юбилейной площадью и площадью Богушевича и далее на вокзал, а также в массив улиц Воронянского и Жуковского. Лишь на некоторых отрезках есть наземное сообщение, но его можно назвать транзитным — например от площади Богушевича до вокзала.

Реальными пассажирами первого участка станут только жители упомянутого жилмассива. Это небольшой микрорайон, не способный сформировать соизмеримый инвестициям и пропускной способности поток.

Более того, из-за необходимости вести ветку именно на юг города, в Курасовщину, обусловленную формированием связи между предполагаемым депо за МКАД и линией, пассажиропотоки будут оставаться незначительными еще долгие годы. И только после разработки проектов на северо-восток, в Зеленый Луг, можно будет говорить о полноценной загрузке линии. Произойдет это в лучшем случае к 2030-му году. В лучшем случае, друзья! Но это уже другая проблема.

Время

Минск строит метро очень долго и небольшими участками. Когда в 80-х город возводил первую линию, пусковой участок включал в себя 7 станций. Строили тоже немало — целых 7 лет, — но Минск в итоге получил полноценную линию и депо, которая с первого дня работы взяла на себя изрядную долю городских пассажирских перевозок. Вторая линия начиналась с шести станций и строилась на год дольше, но тоже сразу после пуска имела смысл. Правда, ограниченный: поезда ходили редко и имели всего три вагона в составе.

Сроки строительства первого участка все время сдвигаются. Самые смелые прогнозы предполагали открытие станций к чемпионату мира по хоккею 2014-го года. В реальности к началу спортивного мероприятия только-только начались подготовительные работы. Затем сроки переносились: последовательно на 2016-й, 2017-й, 2019-й годы. Как я уже неоднократно писал, реально пуска можно ожидать в 2020-м или даже после.

О начале строительства следующих участков речи вообще не идет: у города на это нет ни средств, ни кадровых резервов. Нет и технической возможности: с трудом купленный механизированный проходческий щит остается в единственном экземпляре и уже требует незапланированных технических остановок.

Если учесть, что на первый участок потребуется те же 7 лет, что и для первых участков «Автозаводской» и «Московской» линий и перенести те же объемы на оставшиеся, то в Курасовщину метро придет к 2027-му году, к Бангалор в первой половине 2030-х, в Зеленый Луг к концу 30-х. Мне уже будет под 60 лет!!

Никаких перспектив по ускорению стройки нет. И это не пессимистический, а реальный прогноз. Прогноз, основанный на допущении, что приоритеты города не изменятся, что денег будет хватать, что градостроительная политика останется той же.

Для какого поколения строится эта ветка? Какую массу денег она будет требовать от городского бюджета на протяжении столь впечатляющего срока? Наконец, каким будет Минск к этому времени? Ответов на вопросы нет ни у кого. Третья линия метро строится сейчас только потому, что она в теории нужна городу сейчас, с нынешней Курасовщиной и Зеленым Лугом. Но ведь ничего не стоит на месте, все меняется… Возможно, новые жилмассивы на севере города, когда наконец начнут застраивать Новинки и Боровую, потребуют пересмотра планов. Планов, заложенных, страшно представить, еще в 70-х годах XX века. Чистое расточительство!

Ограничения

На днях в интернете проскочила фотка, на которой видно, что строители приступили к возведению нового участка первого транспортного кольца от Домашевской улицы до улицы Толстого. Это и грустная, и хорошая новость одновременно. Хорошая потому, что Минску очень нужно это кольцо в полном его исполнении, и этот участок является самым важным — он позволит наладить дополнительную связь между двумя не слишком связанными секторами города.

Грустная она потому, что все это слишком поздно. Уже закрыта улица Клары Цеткин, а впереди еще более серьезные ограничения движения на месте площади Богушевича. Именно новая улица должна была стать дублером Цеткин, и тогда и стройка метро, и транспорт чувствовали бы себя куда свободнее. В итоге мы будем мириться с существенными проблемами, создаваемыми стройплощадкой на Богушевича. Назад дороги нет!

Теперь представьте, что ждет Минск, когда метро годами (я подчеркиваю — годами, до конца 2030-х!) будет мешать городу. Это не 7 лет потерпеть, друзья, это терпеть нужно десятилетия: сейчас на Дружной, Богушевича и Юбилейной, затем на пересечении Мельникайте и Победителей, на проспекте Машерова, на Богдановича, на многострадальной Бангалор.

Город отказался строить метро дорогим закрытым способом. Город отказался от транспортного тоннеля на Богушевича. Город вообще во многом себе откажет, если продолжит так долго, так непродуманно строить третью линию метро.

Кто-то должен был все это сказать.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎