В ноябре 2020-го в Минске обещают запустить третью линию метро, и Минск таким образом войдет в очень короткий список постсоветских городов, где запускались новые линии, с нуля построенные после распада СССР. Помимо нашего города таким похвастаться могут только Москва и Казань — Минск станет третьим (в Санкт-Петербурге открытие «Фрунзенской» линии не входит в этот список — ее строительство началось в 80-х, та же ситуация с Алматинской подземкой). Необходимость «Зеленолужской» ветки очевидна только в ее полном исполнении от Курасовщины до северо-восточных окраин столицы, а сразу после ввода в эксплуатацию первого участка все четыре станции будут пустовать. Нагрузка возрастет с продлением до Корженевского, но по-настоящему востребованной линия станет с переходом через Свислочь и далее в Зеленый Луг. Мы как раз выйдем на пенсию. Третья линия — крупнейший инфраструктурный проект Минска за независимые годы, поэтому как тут не следить за ее стройкой? Очередной поход вдоль трассы — перед вами. Очень много изменений.
Этот поход я совершил от оборотных тупиков «Юбилейной площади» на улице Мельникайте до «Ковальской Слободы» на Жуковского. Это, с отдельными допущениями, соотносится с готовностью участков с точностью наоборот. На «Юбилейной» работы непочатый край, а на «Слободе» уже смонтированы павильоны над землей.
Улица непростой судьбы — Мельникайте — все так же наполовину закрыта стройплощадкой. Линия забора проходит аккурат по линии дома №8 по четной стороне и центру фасада 29-й гимназии по нечетной.
Стройплощадку должны были сократить вплоть до дома №3 еще в мае прошлого года, но что-то задерживается. Хотя за забором уже полностью готова улица с тротуарами и проезжей частью. Не видно этого только из-за снега.
Почему же улица непростой судьбы? Да потому, что ее вновь придется наглухо закрывать на несколько лет с продлением третьей линии к Дому профсоюзов и далее через Свислочь на проспект Машерова.
Забор у Национальной школы красоты:
Выход из существующей станции «Фрунзенская», планируемый стать общим с третьей линией.
И временный пешеходный переход через Кальварийскую — он будет действовать до тех пор, пока не восстановят подземный переход.
Во дворе административного здания по Кальварийской, 1 долгое время строился соединительный пешеходный переход между станциями разных линий. Похоже, эти работы завершены — площадка выглядит скорее как склад хранения стройматериалов, а не место ударного труда.
А вот в котловане самой станции «Юбилейная площадь», который лежит под улицей Сухой, наоборот, работа кипит. Это самая глубокая станция минского метрополитена и, похоже, наиболее проблемная. Говорят, стройплощадка страдает от большого притока грунтовых вод.
Несколько небольших площадок на Клары Цеткин, под которой частично проложены тоннели до станции «Площадь Францишка Богушевича» и полностью соединительный тоннель между второй и третьей линиями для поездов, свернуты. Появившийся забор ограждает стройку бизнес-центра с пафосным названием. Ранее здесь планировался гипермаркет.
Метрошники окопались только во дворе административного здания фабрики «Галантэя» и даже в выходной день на краю котлована стояла бетономешалка и заливала куда-то вниз бетон. Вероятно, это венткамера.
Станция же, несмотря на самый поздний старт из четырех станций линии, говорят, в высокой степени готовности. Правда, впереди еще перенос стройплощадки восточнее, это необходимо для завершения комплекса.
Опять же, после перекрестка с круговым движением на площади, исчезли практически все мелкие площадочки, связанные с переносом коммуникаций.
На стройке «Вокзальной» движ полным ходом. Площадка никак не сократилась, наоборот, за счет окончательного сноса частного сектора на Дружной только расширилась.
Движ, впрочем, во многом связан не столько со станцией, сколько с очередным торговым центром, строители которого наконец-то получили возможность начать монтаж конструкций над комплексом подземки. Строят невероятно быстро и уже сейчас видно, что надземный вестибюль «Вокзальной» будет непосредственно интегрирован в ТЦ.
Вестибюль легко отличить по черным декоративным панелям на кровле.
Ну и «Ковальская Слобода». Где-то под Жуковского сейчас ковыряется «Алеся», всерьез обломавшая свои стальные зубы под частным сектором на Толстого. Зубы восстановили, но комплекс серьезно срывает график тоннелирования.
На улице внезапно возникла небольшая площадка, вероятно, связанная с ремонтом «Алеси».
Основная стройплощадка в то же время усохла до минимальных размеров. Работы здесь во многом завершены вплоть до отделки стен и полов.
Здание управления третьей линией стоит готовым и пустым. Симпатичное.
Улица Жуковского, бывшая одной сплошной стройплощадкой от Воронянского до Аэродромной, хоть и остается закрытой для автомобильного движения, но уже не ограждена для пешеходов. Под этим белым полем лежит и сама станция, и разворотные тупики и уже частично готовые тоннели к следующей станции «Аэродромная».
А за заборчиком видны уже почти полностью смонтированные павильоны «Ковальской Слободы». Они с зелеными полосами, символизирующими цветовую принадлежность новой для Минска третьей линии метро.
Можно с уверенностью сказать, что мегастройка заметно перевалила через зенит и уже начинают вырисовываться очертания ее окончания.