В начале XXI века власти Дубая столкнулись с серьезной проблемой, препятствующей экстенсивному развитию города: дефицитом прибрежной полосы, наиболее привлекательной территории под маржинальную застройку. До развития программы искусственных островов город обладал лишь 80 километрами побережья брутто (без учета технических нужд, промзон и портовой инфраструктуры), а по завершению условная «первая линия» возросла бы до 600 километров. Эмират заложил несколько архипелагов, объединенных общим названием Пальмовые острова: Джумейра, Джебел-Али и Дейра. Кроме того, планировались либо начали строиться архипелаги Вотерфронт и Мир. В итоге до логического завершения доведен был лишь меньший из них, а остальные либо брошены на полпути, либо, как Джебел-Али и Мир, отсыпаны, но не застраиваются. Почему так произошло и разберемся.
Поездка: ОАЭ | Иран | Оглавление
Более 50 спортивных дисциплин, ставки до матча и в лайв-режиме, высокие коэффициенты, и все это — в линии букмекерской компании Betera. Отправляйся в путешествие: новые клиенты получают 100 фриспинов и 40 BYN фрибет за регистрацию!
Развернуть
◉ 01 | Мечеть шейха Заида в Абу-Даби как зеркало государственной идеологии успеха Арабских Эмиратов — читать!
◉ 02 | Одна из попыток Абу-Даби угнаться за Дубаем — искусственный остров Аль-Касир с розовым отелем Rixos Marina ← читать!
◉ 03 | Пара критических слов о Дубае с позиции городского жителя ← читать!
◉ 04 | Концентрированный высотный район Дубай Марина (русским очень нравится) ← читать!
◉ 05 | Рабоче-крестьянские кварталы Дейра Дубай ← читать!
◉ 06 | Поддельный старый город Дубай ← читать!
◉ 07 | История появления насыпных островов на примере Пальма Джумейра ← сейчас открыто
◉ 08 | Отдаленный эмират Фуджейра на берегу Оманского залива ← читать!
◉ 09 | Трущобы Рас-эль-Хаймы ← читать!
◉ 10 | Рыбный рынок главного рыбного города ОАЭ и специальный морской ужин ← читать!
◉ 11 | Скупая природа Эмиратов, мангровый пляж Умм-аль-Кайвайн ← читать!
◉ 12 | Заброшенные ловцы ветра, их устройство и предназначение в Умм-аль-Кайвайне ← читать!
◉ 13 | Безликий город Аджман, столица самого мелкого эмирата ОАЭ ← читать!
◉ 14 | Иракский ужин в Шардже ← читать!
◉ 15 | Бывшее американское посольство в Иране ← читать!
◉ 16 | Утро нового 1403-го года в Тегеране. Пустой центральный рынок ← читать!
◉ 17 | Мировой запас хрусталя во дворце Голестан иранской столицы ← читать!
◉ 18 | Крупнейший в мире кринж-молл Iran Mall ← читать!
◉ 19 | Спальный район Тегерана Теджриш ← читать!
◉ 20 | «Золотой треугольник Ирана»: Исфахан ← читать!
◉ 21 | Молодые метрополитены Ирана на примере некоторых городов ← читать!
◉ 22 | «Золотой треугольник Ирана»: Йезд ← читать!
◉ 23 | «Золотой треугольник Ирана»: Шираз ← читать!
◉ 24 | Самый красивый рынок Ирана, а может и всего мира в Тебризе ← читать!
◉ 25 | Путешествие по Марсу, по окраинам Тебриза ← читать!
Технически пальмовые острова не были первыми в эмирате и тем более во всей стране. До них уже был отсыпан и застроен небольшой островок под китч-гостиницу «Бурдж-аль-Араб», а в Абу-Даби первые подобные гидротехнические работы начали проводить аж в 80-х годах XX века. Тем не менее, именно новые архипелаги являются крупнейшими искусственными объектами, ставшими за свои формы узнаваемыми во всем мире.
Общая схема. Единственным полностью готовым и застроенным является наименьший — Джумейра:
Гидротехнические работы на всех участках начались с разницей в 1-2 года в первом десятилетии XXI века. Технологически процесс подготовки территории представлял собой установку фундамента из крупных камней и распыление донного песка специализированными судами. Песка потребовалось так много, что его даже пришлось импортировать — пустынный не подходит из-за быстрого размывания течениями и волнами.
Джумейре повезло больше, так как архипелаг был готов еще в 2006-м году до прихода кризиса недвижимости. Кроме того, Джумейру начали сразу связывать дорогами с большой землей, причем не только автомобильными, но и монорельсом. В итоге архипелаг быстро покрылся сотнями вилл, блоком многоэтажных отелей и жилых высоток, вскоре заработал аквапарк и премиальные отели на внешней дуге.
Добраться до Джумейры можно монорельсом, крайняя станция которого выходит на материк в районе Дубай Марина. В каком-то светлом будущем система дойдет до узловой станции метро и тогда не нужно будет идти пешком несколько сотен метров по жаре, но в Дубае тоже живут люди — они тоже не доделывают проекты. Сейчас станция встроена в гигантскую многоуровневую перехватывающую парковку. Парковка пустая: люди предпочитают автомобили.
Монорельс Дубаю строила японская сого сёся Marubeni на основе технологии Hitachi. Городской билет на нем не работает, нужно покупать отдельный задорого.
Поезд автоматизированный без машиниста, кондиционированный и красивый. В вагонах едут охранники.
Состав выскакивает на мост и открывает вид на высотный кластер Марины и прочей застройки этого района. Смотрится круто, спору нет:
Промежуточных станций всего пару штук, одна из них в скучной многоэтажной застройке:
Для перехода на конечную, расположенную на длинном полумесяце-волнорезе, выстроен мост. Автомобильное движение здесь уходит в подводный тоннель:
Перспектива района Дубай Марина:
Конечная станция:
Эта конечная нависает над аквапарком с полностью закрытой территорией. Вообще на архипелаге почти вся набережная в частных руках, у владельцев вилл и апартаментов. Доступ к открытой воде есть лишь в одном месте, но купание там почему-то запрещено.
Шоссе на внешнем полукруге Джумейры. Это и волнорез заодно:
Уже второй полностью отсыпанный остров — речь про Джебел-Али — к моменту завершения гидротехнических работ был приговорен к гибернации без срока давности. Вторая пальма еще большая в размерах, оказалась ненужной из-за угасшего спроса на недвижимость, а после и переориентации трудящися на квартиры в высотках поближе к столице эмирата. Джебел-Али, насыпанный у границы с Абу-Даби на краешке одноименного промышленного города, и без того было бы непросто продавать, а тут…
Крупнейший архипелаг Палм-Дейра на берегу одноименного района частично отсыпан и даже частично оборудован автомобильными дорогами, есть небольшие постройки непонятного назначения, но по итогу проект будет возрожден только после полного исчерпания земельных ресурсов города. И то не факт — уж слишком огромен.
Отдельно стоит архипелаг Мир, в который было инвестировано 15 миллиардов долларов. Он изначально не предполагал никакой наземной связи с большой землей, только воздушую и морскую.
Мир предлагает две сотни эксклюзивных островов в частные руки, посвященные странам, городам или территориям (Беларуси, к слову, нет). Удаленность от соседей составляет не менее 100 метров, вся застройка — частными виллами или гостиницами, спортивными площадками и так далее — максимально спрятана от глаз пришлых. Ну, в теории.
До сих пор Мир осваивается крайне фрагментарно, крупнейший объект вот этот отель на острове Германия:
Девелопер Al Nakheel (он же строил Джумейру) решил даже репозиционировать архипелаг, попытавшись отделаться от негативного имиджа, навешанного ему экологами за разрушение подводных природных систем своими гидростройками. Кроме того, недруги активно запускают слухи о естественном размывании острова, что на самом деле не соответствует действительности.
В любом случае почти весь мегалопроект намывных островов Дубая оказался неудачным или как минимум опередившим свое время. Ошибаются даже такие умудренные опытом торговцы понтами как ребята из ОАЭ.