Где-то слышал, что 75% белорусов никогда не выезжали за пределы страны. Наверное, раньше их было еще больше, потому что сегодня мир открыт как никогда — купить билет на каком-нибудь сайте и забронировать отель может практически любой человек. Да и соотечественников за рубежом встречается все больше, инстаграмы и фэйсбуки забиты фотографиями европейских и азиатских столиц. В общем, движуха идет, но для некоторых людей путь в далекие страны закрыт: боятся летать на самолетах. Сейчас я расскажу, что нужно делать.
Должен признаться, когда-то я тоже испытывал стресс от полетов. Первые мои путешествия посредством самолетов проходили в волнительном режиме, я морально готовился к перелету задолго до собственно даты Х. Затем принялся решать проблему: негоже ограничивать себя и пора познавать мир. Последнее время я принялся вести подсчет своих полетов и имею следующую статистику: 205 часов в воздухе, 137 тысяч километров пути, 73 перелета (из них 6 трансатлантических). Как вы понимаете, невозможно столько летать и быть при этом аэрофобом.
Вообще в салоне любого самолета есть несколько типов пассажиров. Во-первых, абсолютные пофигисты — те начинают листать глупый корпоративный журнал еще до разгона и обязательно включают свет над креслом, пока выключено общее освещение на время набора высоты. Это самые крутые ребята, очень опытные.
Второй тип — те, кто держит себя в руках. На взлете и посадке они закрывают глаза и как бы дремлют. Ровно с окончанием набора высоты глазки открываются, достается тот самый глупый бортовой журнал, планшет, плеер, включается фильм в бортовой видеосистеме. Эти ребята испытывают волнение только в критических (по их мнению) этапах полета — на взлете и посадке.
Третий тип — волновашки. Всегда смотрят в иллюминатор на взлете, посадке, часто на эшелоне. Прислушиваются к любым звукам, стукам, а турбулентность или маневры на малой высоте для них — небывалой мощности стресс. Сочувствую.
Наконец, есть типаж, который никак не может сформировать свое отношение к полетам. Обычно такие люди редко летают, это пассажиры чартеров или регулярных полетов не чаще 1-2 раз в год. В разных ситуациях они ведут себя по-разному.
В общем, суть такова: в салоне всегда есть те, кто волнуется во время полета, и это очень заметно, если повертеть головой и порассматривать публику. Тем более сейчас, когда за год уже четыре крупные авиакатастрофы, а счет погибших людей идет на сотни.
Для тех, кто дочитал, наконец, сообщаю, что нужно делать. Найдите вот эту книгу в интернете:
Гражданский летчик с огромным стажем рассказывает все, что так или иначе касается полетов самолетов. Ведь основная проблема волновашек в чем? Они не понимают, как устроена эта штука, почему она не упадет и к чему может привести та или иная ситуация во время полета. Знания — сила! Подробнейшие объяснения, разбор кризисных ситуаций, анализ внешних условий — все это описано простым языком в книге и реально лечит аэрофобию. Поэтому рекомендую.
Многие спрашивают, бывали ли у меня какие-то особые случаи во время полетов? Такого, чтобы ситуация действительно рассматривалась как кризисная — нет. Так, сильная турбулентность (один раз расплескал колу по потолку во время полета из Москвы в Минск, другой раз у меня улетел планшет, оставленный на откидном столике, когда тряхануло ночью где-то над океаном), задержка посадки из-за сильного тумана и, пожалуй, все.
Все, что не приводит к кризисным ситуациям, лежит в области фантазий (ой, а чой-та запахло так керосином? почему не полили незамерзайкой? что ж так трясет на посадке?) — и причиной тому незнание. Чтобы незнание превратилось в знание, читайте «Аэрофобию» Ершова.
И хороших полетов ;)