Все разбираются в журналистике

fonts

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Тот, кто по долгу службы или велению души занят писательством знает: практически не бывает такого, чтобы ваш партнер по материалу — спикер или заказчик — не пытался править текст исходя из своих представлений о прекрасном. В журналистике разбираются все: парикмахер, сантехник, водитель космических кораблей и, конечно, директор завода. Журналист с удивлением обнаружит этот феномен еще в самом начале своей карьеры.

Знаю, с такой же проблемой сталкиваются маркетологи, но сегодня не о них.

Безусловно, отличить плохой текст от хорошего может любой человек. Каждый из нас имеет право судить архитектуру и кухню, основываясь только лишь на собственных ощущениях: нравится или нет. Одни книги людям «заходят», другие не очень, борщ у мамы вкуснее, чем у папы, а Барселона красивее Осипович.

Однако когда перед партнером текст высокого класса, реально оценить его достоинства может только профессионал. Профессионал отличается от любителя тем, что различает нюансы. Понимает, почему это нравится, а это нет, почему вот это работает, а то будет напрасной тратой сил и денег. В отличие от любителя, у профессионала есть профильный опыт, сложенный из груды проб и ошибок, побед и разочарований. Этот опыт накапливается годами и совсем не пустой звук, как может подумать директор завода.

«Поиграйте шрифтами и добавьте красного», — попросит подрядчика-дизайнера владелец магазина по продаже кухонной утвари, надумав заказать визуальную рекламу. В жизненном опыте бизнесмена есть какое-то свое эмоциональное отношение к красному и Comic Sans, он честно полагает, что его можно перенести на вкусовые пристрастия широкой аудитории.

Но это исходная ошибка, та песчинка, вокруг которой начинает формироваться жемчужина провальной рекламной кампании. Эмоции не подменяют опыт ни в одной из сфер приложения труда, партнеры должны с уважением относиться к профессиональным качествам друг друга. Журналист, в отличие от сантехника, не учит последнего устанавливать унитазы, ведь не обладает соответствующей специализацией и практикой. Сантехник в свою очередь полагает, что, раз уж он говорит на одном языке с журналистом, то имеет право указывать другому, что делать.

На моем веку было совсем немного заказчиков, безусловно доверяющих моему опыту сложения из слов предложений. Это большая редкость, и таких людей запоминаешь на всю жизнь. Куда чаще партнер, особенно если речь идет об оплаченных текстах, предпочитает давить авторитетом и заставляет мутировать текст в то, что эмоционально нравится ему, тому, кто оплачивает труд. Вы не знаете, а я вам расскажу: ничего подобного в профессиональных коллективах, редакциях, не происходит — главный редактор корректирует нюансы, устраняет шероховатости и направляет журналиста, но не командует ему в тех случаях, когда не допущены стилистические и иные ошибки.

Любой опытный журналист в курсе, что, если поддаваться влиянию заказчика, качество работы начнет вилять и в итоге мутирует в непотребщину. Именно по этой причине я всегда отказываюсь от работы, которую со второй-третьей попытки не принимает партнер. Это вредно для обеих сторон, полученная выгода не стоит потери квалификации в будущем.

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • stepan minsk

    Вывод — каждый должен заниматься своим делом )

  • Zorg

    Вот очень обидно сча было про Осиповичи…

    • Alex Ivanov

      это был факт

    • Денис Блищ

      Осиповичи не прощают!

  • AntoXa aXotnA

    Не смей трогать папин борщ своими грязными лапами!

  • Zorg

    Несколько раз по работе сталкивался с таким, что именно журналист переворачивает сказанные тобой слова в нужную ему сторону? Это что? Профдеформация?

    • Денис Блищ

      Это просто плохой журналист. В профессии таких хватает

  • mazay

    в дизайне, кстати, тоже все разбираются очень хорошо

  • Ошибаетесь, журналист учит сантехника устанавливать унитазы. Возможно вы не учите, но другие учат. Беда в том, что у нас все разбираются во всем. Отчасти виноват интернет, и, кстати, журналисты в это немалый вклад вложили :). У нас же как? Мне, к примеру, нужно сделать ремонт. Я лезу в интернет и начинаю читать статьи, в большинстве случаев, написанные непрофессионалами про то, как это все делается (якобы) правильно и шляюсь по форумам — читаю, в основном, абсолютно идиотские советы от доморощенных специалистов. А потом переношу всю эту чушь на голову специалиста, который пришел делать ремонт. И заметьте — никто никогда не спросит у специалиста которого нанимает где и как он этому учился. Все смотрят фотографии работ и рекомендации с тех же форумов.
    Все просто — своим делом должен заниматься профессионал. Проблема в том, что мы порой сами требуем от профессионала в одной области делать работу в другой, да и сами частенько лезем не в свою область и начинаем давать идиотские советы.
    Но больше всего во всем разбираются, конечно, чиновники. Именно благодаря им на современный Минск тошно смотреть, а экономика страны в глубокой заднице.
    А что касается журналистов — я очень долго проработал в издательствах, и могу сказать, что там тоже хватает всякого. И безграмотных журналистов, которые за всю свою жизнь прочитали 3 книги я тоже встречал. Но журналист имеет право многое не знать, в отличие от редактора. Хороший, профессиональный редактор — личность редкая. Я за всю свою издательскую деятельность встречал 2-3 штуки. И только одна могла отредактировать статью так, чтобы исправить любые, и стилистические и грамматические и даже профессиональные ошибки и не обидеть автора — оставить его стиль и ощущение, что так и было.

  • Андрей Ахрем

    Я редкий пример журналиста, который не учит сантехника устанавливать унитазы. Сам установил и никаких проблем :D

    • AntoXa aXotnA

      и как теперь срать в вещь, сделанную своими руками?

      • Андрей Ахрем

        Легко и приятно :) А сделана она руками поляков

        • AntoXa aXotnA

          все равно, что в душу….

  • Дмитрий Гаврилов

    Пост проплачен Артемием Лебедевым!

  • Ales Kirikovich

    <<Именно по этой причине я всегда отказываюсь от работы, которую со второй-третьей попытки не принимает партнер.

    На каких условиях, если не секрет? Оставляешь ли себе предоплату, если была?

    • Денис Блищ

      Я не беру предоплату

  • Сергей Сахацкий

    Ну так заказчик заказывает рекламу для себя а не для других людей, поэтому нравится должно ему, а не соседу васе — это же он деньги дает.

    • Денис Блищ

      Я думал заказчик заказывает рекламу для того, чтобы она нравилась людям :)

      • Думаю, все же, чтобы продать товар. Реклама может не нравиться, но работать или наоборот — нравиться и не продавать. Вполне возможно, заказчик, если у него есть опыт в продажах, может оказаться прав. Цвет или фраза, которые не нравятся дизайнеру или журналисту могут наоборот, работать на продажу.

        • Денис Блищ

          Обычно такие вещи передаются в ТЗ

      • Сергей Сахацкий

        Реклама не должна нравится — она просто должна работать. Но это в нормальных странах. У нас же большинство заказчиков отвечает — зачем вам реклама — «не знаю мне поручили», или «потому что все так делают». В итоге одни делают вид что им нужна реклама, другие делают что они делают рекламу. Ну и опять же использует ли кто нибудь из рекламщиков у нас фокус группы?, потому что делать для канских львов это одно, а для Васи из Жопинска это другое.

        • Иван Сидоров

          Реклама в наших широтах делается под заказчика. Тратить свою жизнь на пропагандирование иной точки зрения бессмысленно. Может, её как-то можно продавить, прикрываясь авторитетом серьёзного издания, но «донкихотствовать» в одиночку губительно для собственного кармана, зарубите себе это на носу, господа.

  • James White

    Еще все люди знают обычно три вещи и поучают профессионалов: как лечить людей, как учить детей, ну и как тренировать сборную по футболу.

  • Саша Лесник

    Всегда любезно откланиваюсь, если после 3-го раза переделки заказанного текста у заказчика есть еще претензии. Лично мне тяжело копаться с одним и тем же текстом, когда заказчик сам толком не может понять, какой текст ему нужен. То с юмором, то без юмора, то с подробностями, то с водой.

  • Dylan

    Вот после фразы «поиграйте шрифтами» аж плохо стало.
    В плане объемной архитектуры тоже самое происходит.