Как и почему умерла железная дорога Армении

Как и почему умерла железная дорога Армении
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

В 2008-м году Российские железные дороги заключили концессионное соглашение с армянским правительством на право управления местной железнодорожной сетью сроком на 30 лет с возможностью пролонгации еще на 10. К тому времени система уже значительно деградировала, оставаясь на протяжении долгого времени практически изолированной. Война в Нагорном Карабахе поставила крест на трансграничном движении в Азербайджан (а через Нахичеванскую автомномную республику еще и в Иран) и Турцию, отдельная ветка в Иран по территории Армении так и не была реализована при СССР. Единственным гейтом во внешний мир остался переход в Грузию, откуда после войны в Абхазии проехать по рельсам можно лишь в Азербайджан (физически уже готова дорога в турецкий Карс, движения по ней пока нет). Тупик! Для железной дороги хуже ситуации не придумаешь, ведь железка живет только за счет перевозки грузов, а еще лучше за счет устойчивого транзита. Армянская система потеряла целые направления и линии, скукожившись до пары электричек в сутки, поездов в Гюмри и Тбилиси. Давайте посмотрим на то, что было и что осталось, а вместе с тем на фотографии шикарного вокзала Еревана.

Цикл: Армения | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Грандиозный Каскад ← читать!
◉ 02 | Вторая линия метро Еревана: один вагончик, один перегон ← читать!
◉ 03 | Северный проспект, своя Немига у Еревана ← читать!
◉ 04 | Планировка армянской столицы, задуманная 100 лет назад. Проспекты, площади, бульварное кольцо, кольцевая дорога ← читать!
◉ 05 | Южная промзона Еревана — пустыри да проститутки ← читать!
◉ 06 | Как и почему умерла железная дорога Армении ← сейчас открыто
◉ 07 | Безумный микрорайон Норашен ← читать!
◉ 08 | Пешеходный тоннель Конд под скалой в центре Еревана ← читать!
◉ 09 | Последние фавелы армянской столицы ← читать!
◉ 10 | Восставший после катастрофического землетрясения Спитак ← читать!
◉ 11 | Промышленный центр Алаверди в горах. Химкомбинат-призрак ← читать!
◉ 12 | Город-сад Абовян, идеальный советский город, через который должна была пройти линия маглева ← читать!
◉ 13 | Восхитительный Гюмри. Центр ← читать!
◉ 14 | Черные особняки Гюмри, отличительная черта Александрополя ← читать!
◉ 15 | 58-й микрорайон, супергетто переселенцев из разрушенных домов Ленинакана ← читать!
◉ 16 | По следам разрушенного спитакским землетрясением района Гюмри у «Железного фонтана» ← читать!
◉ 17 | Гюмри. Жизнь самоселов в недостроенном районе Муш-1 ← читать!
◉ 18 | Атомоград Мецамор. История черных лет Армении ← читать!
◉ 19 | Главные курорты страны: Дилижан ← читать!
◉ 20 | Главные курорты страны: Джермук ← читать!
◉ 21 | Главные курорты страны: Севан ← читать!
◉ 22 | На границе Ирана удивительный город Капан ← читать!
◉ 23 | Сталинская застройка Ванадзора (Кировокана) ← читать!
◉ 24 | Горы, снег и хрущевки. Иджеван ← читать!
◉ 25 | Духовный центр Армении Вагаршапат ← читать!
◉ 26 | В поисках ракурсов Арарата в одноименном городе ← читать!
◉ 27 | Почти пустыня: Арташат ← читать!
◉ 28 | Микрогород Вайк в горах ← читать!
◉ 29 | Ворота в Карабах. Город Горис. Что такое Лачинский коридор ← читать!
◉ 30 | Столица армянского вина Ехегнадзор ← читать!
◉ 31 | Соцгород Раздан. Крупнейшая электростанция страны ← читать!
◉ 32 | Раннее морозное утро в армянском городке Гавар ← читать!
◉ 33 | Армянский Армавир ← читать!
◉ 34 | Впечатляющие каньоны реки Касах ← читать!
◉ 35 | Зачахший промцентр Бюрегаван, спутник хрустальной фабрики ← читать!
◉ 36 | Пешком по городам Армении. Нор Ачин ← читать!
◉ 37 | Пешком по городам Армении. Егвард ← читать!

Карта железных дорог Армении выглядит вполне внушительно: для небольшой горной страны неплохая густота сети и связность регионов.

В реальности же полноценно действует только линия Ереван — Гюмри — граница Грузии, а также южный отросток от столицы до границы Нахичевани (станция Ерасх). Я отметил эти участки зеленым цветом:

Огромный вокзал Еревана в день отправляет две пригородные электрички, два внутриреспубликанских поезда в Гюмри, а через день в ходу международный состав до Тбилиси. Летом также добавляется поезд Ереван — Батуми.

Памятник герою эпоса Давиду Сасунскому на привокзальной площади:

Памятная табличка:

Потенциально наиболее востребованной линией была бы старая магистраль Ереван — Нахичевань — Мегри — Баку через азербайджанский эксклав и юг Армении в долине реки Аракс. Эта дорога строилась в Российской империи для связи с Ираном через пограничную станцию Джульфа, но она была разорвана в нескольких местах после карабахского конфликта.

На текущий момент Нахичеванская дорога остается действующей в своих границах, на юге Армении рельсы заброшены и никак не используются, дальше на территории Азербайджана идет восстановление пути после возвращения этой части страны под контроль Баку (несколько районов де факто управлялись правительством непризнанного Нагорного Карабаха до событий 2020-го года). Азербайджан и Армения теоретически договорились восстановить магистраль во взаимных интересах, на практике работы ведутся только от Баку.

Поезд Баку — Ереван азербайджанского формирования, ходивший через Нахичевань и юг Армении примерно до 1992-го года:

Эта линия использовалась и для очень дальних поездов, например, из Москвы. С азербайджанской стороны в ходу был в том числе поезд Баку — Мегри — Тегеран…

Поразительно красивый и оглушительно пустой вокзал Еревана:

В зале ожидания:

В советское время была еще одна линия в Азербайджан, через города Дилижан и Иджеван:

Трансграничное движение закончилось все так же с карабахским конфликтом, а внутриреспубликанское умерло еще в начале 90-х, сохраняется в теплый сезон лишь до Севана (но вряд ли вернется в 2023-м). Спорадическое грузовое сохраняется до города Дилижан (в интересах военных), а вот дорога на Иджеван в феврале 2010-го пострадала от мощного оползня и не восстанавливалась. Выглядит это на спутниковом снимке так (в районе села Агарцин):

Рядом по северу проходит тупиковая ветка до станций Варденис и Сотк. Пассажирского движения по ней нет, а вот грузовое вполне — перевозит золотую руду и уголь с тамошних шахт.

В советское время линию планировалось продлить на юг Армении все в тот же Мегри, то есть создать альтернативный нахичеванскому маршрут и повысить связность труднодоступных регионов Вайоцдзор и Сюник. Проект прошел технико-экономическое обоснование, но был заблокирован на уровне центрального правительства в Москве.

Что еще. Тупиковые ветки из Армавира в Мецамор (к атомной станции) и из Гюмри до села Маралик не действуют. По ним явно ходили пассажирские поезда, так как на фотографиях видны посадочные платформы.

Наконец, нереализованный проект соединения двух магистралей в районе станции Фиолетово. Когда РЖД входило в права на управление системой железок Армении, власти страны отдельно оговаривали строительство этого участка, позволяющего сократить путь из Еревана в Тбилиси на 180 километров.

Надо ли говорить, что на текущий момент никаких подвижек нет кроме постоянного роста сметы строительства…

На станции Ереван неиспользуемые в зимний период вагоны поезда на Батуми:

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎