Семь признаков плохого журналиста

diplom

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Факт: для широких народных масс все журналисты примерно одинаковы, они оцениваются читателями по системе «интересно — не интересно», хотя это сфера ответственности редактора. Можно было бы судить о профессионализме авторов по стилю написания, но согласитесь, абсолютное большинство журналистов умеет писать, это не такой уж редкий скилл. Разумеется, это утверждение справедливо, если речь идет об обычных текстах — например, интервью, репортажах, новостных заметках. При переходе в класс авторских колонок оценка происходит по другим критериям, однако сегодня мы об этом говорить не будем. Сегодня я расскажу, как вычислить плохого или недостаточно хорошего журналиста. Впервые на ваших экранах.

01 Плохой журналист не следует «тактике выжженной земли», то есть оставляет после себя возможность конкуренту взять ту же тему и сделать ее как минимум не хуже, а то и лучше. Такая ситуация порождает цепочку последовательностей: конкурирующее издание выпускает схожий материал (и получает критику от читателей, мол, «это уже было»), но при этом ядро читателей первого становится менее стабильным (ведь всегда найдутся те, кто легко разберется, где интереснее), обостряются отношения внутри редакции (редактор почти всегда не дурак и прекрасно разбирается в проблеме).

Короче, плохой журналист неаккуратен и оставляет после себя, создавая дискомфортную ситуацию для всех участников процесса. Признак наиболее ярко проявляется на общих мероприятиях, когда все имеют примерно одинаковый доступ к спикерам, однако по-разному отрабатывают тему.

02 Плохой журналист подменяет героев или корректирует тему, чтобы ему было легче ее разработать. Это очень частая ситуация, когда редактор дает сочное задание, но на выходе получает не совсем тот продукт, который задумывал. Признак перекликается с первым, но имеет ряд особенностей: журналист, подменяя героя, вроде бы, что называется, «раскрывает тему», однако то, как он ее раскрыл, никому не интересно. Например, задание предполагает взять интервью у Макса Коржа, а по итогу выходит текст с Сашей Немо. И тот, и тот музыканты, но Саша Немо интересен заметно меньшей аудитории — зато его было легче уговорить на встречу.

03 Плохой журналист не умеет распараллеливать задачи. Вообще эра «линейных» журналистов стремительно уходит в прошлое, отражая общие процессы в отрасли с угасанием оффлайновых печатных СМИ и развитием онлайновых. Вы не знаете, а я скажу: нагрузка на автора в интернет-СМИ значительно выше, чем в практически любой газете, и выполнение всех задач требует умения вести дела параллельно. Другими словами, журналист обязан уметь одновременно готовить несколько текстов и при этом не выпадать из общего информационного поля (следить за событиями в стране и мире не раз в сутки, а каждую секунду).

Линейный журналист легко вычисляется по статьям-коврам на 100500 знаков, которые дай бог если интересные. Журналист, ведущий сразу несколько дел, умеет быть лаконичным, иначе он просто сойдет с ума.

04 Плохой журналист до зубовного скрежета страдает тавтологией и грязными текстами. А если он работает еще и в паре с ленивым редактором, то гаси свет. Тавтология и общая невычитанность — самый тревожный признак для работодателя, я рекомендую в запущенных случаях немедленно расставаться с такими сотрудниками или не принимать их на работу вовсе, получив на руки плохое тестовое задание.

Тавтология свойственна абсолютно всем, кто пишет — на заборе или в журнал «Наука и жизнь». Однако аккуратный, прилежный журналист вычитывает свой текст и сдает его редактору максимально чистым. Плохой журналист отдает то, что породил сон его разума, полагая, что свою работу он уже выполнил. Такой журналист одинаково небрежно относится к разработке темы, построению взаимоотношений с информационными партнерами и так далее.

05 Плохой журналист сдает текст в последний момент. Это особая тактика, позволяющая шантажировать редактора и сказывающаяся на качестве работы в целом. Благодаря подготовке текста в последний момент, всегда есть возможность просунуть в печать кусок дерьма и получить свой гонорар. Хороший журналист не только параллельно работает над текстами, но и имеет что-то в загашнике. Как минимум — сдает все до закритических сроков, позволяя редактору внести правки или отправить материал на доработку.

06 Плохой журналист неактивен в социальных сетях или, как минимум, не следит за ними. Наступили времена, когда одним из основных источников эксклюзива стали социальные сети, и игнорировать этот источник равносильно самовольному запрету на профессию. Только плохой журналист не следит за лентами Facebook и Twitter, потому что для него они не источник новостей, а источник дополнительной работы.

07 Плохой журналист не любит то, что он делает, не любит свое место работы и не гордится сделанным. Возможно, он неверно выбрал профессию в самом начале. Или разочаровался в ней — такое тоже бывает. Постарел, обленился, устал от бесконечной беготни.

Можно пожалеть, но толку: профессия журналиста требует собранности и моторчика в заднице. Если этого нет, то пора сказать «до свидания».

Снижены цены на рекламу в блоге: 300 рублей пост + месяц размещения баннера бесплатно!

Поделись с друзьями!
  • По поводу тактики выжженой земли слышу не в первый раз. И про конкурирующие издания. Вопрос в том, не сделает ли это статьи вида «всё обо всём и ни о чём» пытаясь охватить необъятное?

    • Денис Блищ

      Задача интернет-СМИ одна: захватить ваше внимание. Если внимание захвачено, то все сделано верно. Хоть это будут «20 фотографий, которые потрясли мир».

  • Заботин Дмитрий

    Да хватит уже о журналистике писать, есть более интересные темы

    • Just

      Да, судя по количеству коментов, Денис пролетел с постами о колбасе и журналистике.

      • Иван Сидоров

        Это статьи о его любимой работе. Они ценны тем, что отражают опыт, который он нашел время систематизировать и обобщить. Опыт, на самом деле, довольно серьёзный. И эти его заметки, ИМХО, куда важнее постов о колбасе. Поэтому я, к примеру, только их и читаю. Остальное — вскользь. Уверен, в ближайшем будущем на журфаке появится учебник Блища по онлайн-журналистике. И это будет хороший учебник, так как Денис, надо признать, дело своё знает хорошо.

      • Денис Блищ

        Я бы измерял успешность тех или иных постов по сумме на расчетном счету. Те знания, которые я демонстрирую в блоге, приносят мне в разы больше денег, чем коммерческие тексты — вы пройдете мимо них, а потенциальный клиент нет :)