Побывал на «Балтике»: посмотрел на самый большой склад пива в Европе, продегустировал продукцию и узнал любопытные факты

IMG_9988

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Белорусы пьют не так много пива, как порой кажется. Мы находимся лишь в четвертой десятке соответствующего рейтинга стран со своими 50 литрами в среднем на человека в год и по сравнению с пятеркой лидеров смотримся настоящими трезвенниками. Так, чехи делают это в объеме 150 литров, а эстонцы — 100! Меня пригласили в пресс-тур на завод «Пивоваренной компании «Балтика» в Санкт-Петербург, чтобы показать весь цикл производства пенного, от лабораторных исследований до отправки покупателям. К слову, каждую секунду в Беларуси продается бутылка «Балтики» объемом 0,5 л.

Завод расположен на окраине Петербурга и занимает территорию в 30 гектаров, здесь трудится 700 человек. Трудно представить, но эти ребята могут сварить 1 050 000 000 литров пива за год. Один миллиард — все верно. Семь производственных линий разливают пиво в бутылки, банки, ПЭТ и кеги.

IMG_9912

В этом году «Балтике» исполнилось 25 лет, 19 из которых предприятие считается лидером пивоварения в России. С недавних пор российские пивовары стали частью датского концерна Carlsberg Group, который, в свою очередь, занимает четвертую позицию в мире по объемам выпускаемой продукции.

Вы не знали, а я скажу: практически по всем цехам «Балтики» проложены маршруты для экскурсий — записаться на них можно через официальный сайт компании. Но для журналистов, конечно, предусмотрена расширенная программа. Наш путь начинается с бродильного цеха, где прохладно и немного торжественно из-за рядов цилиндро-конических танков: емкостей объемом 230, 350 или 500 тонн каждый. Разумеется, внутри пиво, точнее пивное сусло, охлаждаемое после варки — здесь оно, собственно, проходит важный этап брожения.

IMG_9915

IMG_9917

IMG_9919

— У нас установлено 178 ЦКТ, а работа цеха полностью автоматизирована, — рассказывает ведущий специалист по корпоративным коммуникациям Дмитрий Мицкевич. — По ребристым стенкам танков стекает охладитель, поддерживающий постоянную температуру брожения. После завершения цикла емкости моются автоматически, без физического контакта человека — для пива крайне важна микробиологическая чистота.

IMG_9920

Собственно, все начинается в следующем цехе, просто расположены они по пути экскурсии в обратном порядке. На «Балтике» стоит 3 варочных порядка объемом 50 тысяч литров каждый, за сутки может проводиться 12 варок.

IMG_9922

IMG_9931

IMG_9934

IMG_9935

IMG_9936

— Конечно, классическая рецептура пива неизменна на протяжении столетий, — продолжает Дмитрий. — Это вода, солод, хмель и дрожжи. Но важно понимать, что каждый из ингредиентов так или иначе влияет на вкус конечного продукта. Например, дрожжи сбраживают сахара и придают пиву крепость, а также отвечают за формирование особенностей вкуса и аромата напитка.

IMG_9923

IMG_9929

IMG_9949

«Балтика» использует дрожжи Carlsberg, но есть и собственная разработка. Пиво «Кулер» сварено, например, с использованием штамма, разработанного на основе камчатского.

— Для варки пива подходит специально подготовленная вода, прошедшая очистку. Она может быть артезианской или из центрального водопровода, но с минимальным содержанием солей. Еще один ингредиент — зерно — из него получаются сахара, необходимые для брожения.

У «Балтики» есть две свои солодовни, на которых проращивается в основном российский ячмень, но частично используется и белорусский от «Белсолода». Зерна помещаются в условия схожие с природными, они начинают прорастать и накапливать крахмал, а она четвертый день попадают на сушку. Сушка при разных температурах позволяет получать различные виды солода, который в последствии сформирует цвет и вкус определенных сортов.

— Хмель вырастает до 8 метров высотой, но для производства пива нужны только его соцветия, — говорит Дмитрий Мицкевич. — Сборщики хмеля прямо на поле перемалывают их и прессуют в гранулы, в таким виде они уже поступают на пивоваренные заводы. К сожалению, после 1985 года в России почти не осталось производств хмеля, сейчас мы покупаем его в Европе.

Вопреки расхожему мнению, хмель не отвечает в пиве за крепость, только за аромат, горечь и стойкость напитка. Хмель попал в рецептуру скорее случайно: примерно тысячу лет назад его начали добавлять как антисептик.

В варочном цеху «Балтики» есть пристройка с мини-пивоварней.

— Наша практическая лаборатория! — говорит Дмитрий. — Здесь мы испытываем все новые сорта, которые, возможно, пойдут в промышленное производство. Ведь сварить 500 литров плохого пива все же лучше, чем сварить такого 500 тонн? Все сорта, которые вы знаете давно или которые появились в последнее время, когда-то прошли через мини-пивоварню и были оценены дегустаторами.

IMG_9938

Мы проходим через цех розлива, где в этот момент машины наливают в банки «Нулевку». Никогда и не подозревал, что у этого безалкогольного пива более половины соответствующего рынка в Беларуси. Машина наливает несколько банок в секунду, моментально запаивая их и оценивая качество упаковки.

IMG_9952

IMG_9954

IMG_9955

IMG_9956

IMG_9962

IMG_9966

IMG_9967

IMG_9968

Или вот: стеклянные бутылки перед наливом проходят оценку состояния емкости — сколы, грязь, неровности — все это причины отбраковать бутылку и выкинуть ее на стеклобой. Затем бутылка уходит в недра автомата, получает свою порцию пенного и укупоривается.

IMG_9969

IMG_9970

IMG_9971

IMG_9972

— Склад пива, который вы видите перед собой, самый большой в Европе, — продолжает экскурсию Дмитрий. — Здесь хранится 1 миллион ящиков или примерно 20 миллионов бутылок. В жаркие летние дни мы «оборачиваем» его за 4-7 дней.

IMG_9974

IMG_9986

IMG_9987

IMG_9989

* * *

Мы переходим в святая святых — лабораторию «Балтики», куда обычным экскурсиям путь заказан. Нас встречает Дмитрий Афонин, пивовар и руководитель группы исследовательского центра компании.

IMG_0034

— У нас несколько направлений работы, — начинает свой рассказ пивовар. — Например, в комнате, где вы сейчас находитесь, проводятся исследования емкостей, в которые «Балтика» разливает пиво: бутылки, банки, кеги. Мы оцениваем качество изготовления тары, этикетки, ящики, пробки и вообще все, что соприкасается к конечным продуктом. Это необходимо в основном для безопасного хранения пива.

IMG_0029

По словам Дмитрия Афонина, в лаборатории проводятся разнообразные анализы пивного сусла, его ингредиентов. Проводя различные эксперименты с ними, можно моделировать различные ситуации при технологическом промышленном производстве. Другими словами — вкус пива, его свойства и прочие характеристики фактически закладываются еще на лабораторном этапе.

IMG_0035

IMG_0036

IMG_0037

IMG_0050

IMG_0052

IMG_0054

В другом отделении проводятся анализы конечного продукта.

— Мы, что называется, «перевыполняем» российские требования к качеству пива, — говорит Дмитрий. — То, какие анализы проводятся здесь, наша собственная инициатива и сфера ответственности как производителя. Оборудование достаточно дорогостоящее, но оно необходимо для гарантий качества продукта пивоваренной компании, для сохранения органолептических свойств пива на протяжении всего срока хранения.

Следующая комната — место работы мечты.

— Дегустаторы — особые, уникальные люди, — делится своими размышлениями Дмитрий Афонин. — Распознавание вкуса относится к категории талантов, это предрасположенность, помноженная на тонкую настройку. При этом дегустатор не может не тренироваться в постоянно режиме: настройка быстро пропадает и талант скрывается.

IMG_0056

IMG_0061

IMG_0073

IMG_0074

Для обучения подобных специалистов компания тратит очень большие деньги. Необходимы длительные курсы и закупка так называемых «стандартов» — идеально откалиброванных вкусов.

— Дегустатор не может проработать всю жизнь в этой профессии. Рано или поздно вкус начинает притупляться и человеку придется отказаться от дегустации пива — самого сложного продукта из всех известных человечеству. Но, как правило, дегустаторами становятся те, для кого пиво это хобби или работа. В контрольных группах половина участников профессионалы (например, пивовары), половина любители (бухгалтеры, инженеры, работающие здесь же в компании).

* * *

«Балтика» предложила нам попробовать себя в роли дегустаторов, пусть не профессионалов и даже не любителей. Мы попробовали «Кулер», «Разливное» и «Балтику 3».

IMG_0078

— «Кулер» — первый в России сорт с использованием российского штамма дрожжей, полученного в ходе долгой селекции и нескольких экспедиций на Камчатку. С его помощью нам удалось создать уникальное по многим параметрам пиво, защищенное пятью патентами.

Дегустатор знает, что у любого пива «три ноты» — три разных вкуса и аромата, проявляющихся на разных этапах пробы. Первый тон цветочный, второй с примесями кожуры цитрусовых, хмелевой аромат — вы их «услышите» носом. Наконец, после глотка чувствуется баланс сладости и горечи, симбиоз сахаров солода и природных свойств хмеля.

IMG_0102

Впрочем, «Кулер» понравился не всем.

— Здесь надо понимать, что «нравится» и «не нравится» — это отклик на наши вкусовые предпочтения в еде. Если вы любите определенные продукты, то вам будет подходить определенное пиво, — пояснил пивовар.

Мы пробуем «Разливное». Непастеризованное, оно как раз подходит куда лучше. Выше плотность, ярче вкус — неужели все это от предпочтений в еде?

— В «Разливном» используется специальный хмель, позволяющий сохранить вкус на долгий срок. Из-за этого у пива нет послевкусия, оно подойдет для любой пищи, даже такой тяжелой как копченая рыба. Пиво быстро освободит рецепторы от соединений пищи.

IMG_0108

Мы пробуем «Балтику 3», сорт, известный еще с 90-х годов.

— Это пиво «шлифовалось» очень долго, — рассказывает Дмитрий. — Оно было разработано совместно с немецкими специалистами. «Тройка», что называется, «полусухое» пиво, менее выброжено, чем большинство сортов на рынке — потому сладко-горькое, с глубоким «телом».

«Балтика 3» напоминает о студенческих временах, оставшихся в глубоком прошлом. Пиво до сих пор остается суперпопулярным на белорусском и российском рынках. Как и сам бренд, собственно.

Чин-чин!

IMG_9997

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • mazay

    хорошая попытка, балтика, но нет)

  • Лаппо Сергей

    К сожалению, после 1985 года в России почти не осталось производств хмеля, сейчас мы покупаем его в Европе. — Не спросил что мешает самой Балтике создать подобное производство?

    • Денис Блищ

      Я думаю все эклономически обоснованно. Вероятно, начать выращивать хмель — значит несколько лет потратить на развитие производства, которое не оправдает себя.

      • Лаппо Сергей

        ХЗ. Но компании уже куча лет. Т.е. несколько можно и потратить на развитие производства, которое в Европе видимо целесообразно раз существует.

  • Koss

    Кто там недавно жаловался позавчера, что в посте мало фоток?))

  • Gleb Kuzmin

    Как там всё красиво и современно. А пиво годится только чтобы водку запивать или возде подъезда заливаться. Ну, серьёзно. Таким компаниям под силу (финансово прежде всего) варить прекрасные эли и завоёвывать европу, но они выбирают разливать мочу в полтарашечки. Наверно это чисто бизнес, пиво тут второстепенно.

    • Анна Барабашкина

      Что покупают, то и варят. К слову, Балтика и вправду варит неплохие эли, и даже продает их в США. В СНГ не востребовано.

      • Андрей

        Какие, например, в США можно купить эли от них?

        • Анна Барабашкина

          К примеру,
          Коллекция пивовара – Русский имперский стаут

      • Gleb Kuzmin

        Что варят — то и покупают. Если ничего не купить кроме мочеподобной балтики в полтарашечках, что ещё будут покупать? А, ну ещё крыница 1 же.
        Такие крупные «пивовары» в том числе определяют и вкусы населения. Если «варить» и продавать жидкости вроде балтики-9 и кулера, мало имеющие отношение к пиву, то у населения и сложится мнение о пиве как о напитке для запивания водки.

        • Анна Барабашкина

          Перед тем как варить — изучают потенциальный спрос при помощи разных инструментов. Если спрос находят недостаточным (к слову, себестоимость и конечная цена на прогрессивные сорта будет гораздо выше, нежели массовых) — то и не варят.

  • NandoFe

    Бугага! Блищу абы лыч залить нахаляву да сгонять куда под видом журналиста с лакействующим видом слушая спикера, одобрительно качая головой, а душа в это время думает как бы поскорее опрокинуть бокал-другой. Пиво и бургеры — вредная пища для тела, ума и души! Не верите? Посмотрите на Блища

  • Чич Гонопольский

    Мда… Блищ скатился на нет, глупенькие и простенькие посты ни о чем, в основном про жрачку и пивко, которое Денис любит больше всего на свете. Лучшая реклама вреда пива и жирной еды — это посты Блища, так как внешний вид автора сего блога и его мышление это ярко демонстрируют.
    Пиши еще, а мы поржем!

  • Igor_Gann

    Ого. Вот казалось бы, такое тривиальное пиво как тройка, и с такой историей, процессом создания. Интересно. Никогда не думал в таком серьезном ключе об этом заводе, казалось, что пиво от Балтики очень простое, сейчас, прочитав, аж захотелось пойти купить и попробовать отыскать те самые «три ноты». Недурно. А красиво как…. Ну и за Белсолод гордостно, естественно. А нулевочка да, любимое пивко, когда «за рулем». Тут понятно, почему половина рынка.

  • Татьяна Гливинская

    Денис, а там дегустаторы профессиональные — как правило, женщины? Спрашиваю, потому что на водочных производствах именно они.

    • Денис Блищ

      Большинство женщин, но не подавляющее большинство

  • Dimek

    Где звездочка в названии темы? Пусть они сами это и пьют

  • 5 лет назад, не давали фоткать отбирали фотики на входе. прогрессс!

  • WildBLR

    Побывал на заводе в Крушовице. После этого балтика вообще не кажется пивом. Скорее просто желтоватой жидкостью. Хотя и до этого российское пиво никогда у меня не котировалось, но лишнее раз понял, что не умеют. Балтика — пиво для гопников, простите.