Спроси любого белоруса, видел ли он когда-нибудь в нашей стране трущобы, и ответ всегда будет отрицательным. Мол, трущобы, они в Африке и Латинской Америке, а у нас чистенько. Но нет, иногда они маскируются у нас под «частный сектор»: бывает, без нормальных дорог, без канализации, а иногда и водопровода. Ветхие дома перемежаются добротными, весной грязь, зимой снег. Белорусский городской частный сектор — типичный продукт ложной урбанизации, когда бывшие деревни прикреплялись к административным центрам, но на этом их интеграция в инфраструктуру и экономику заканчивалась. Давайте посмотрим пример Барановичей.
Выбирал я частный сектор исключительно по карте, и выбор пал на немаленький квартал в самом сердце железнодорожной развязки.
Очевидно, мой расчет был на то, что в таком бесперспективном месте консервация будет наиболее очевидной. Место не интересно девелоперам, вокруг промышленные предприятия, шум от железной дороги, а значит народ проживает небогатый.
Ну и, кроме того, карта показывала наличие на участке каких-то странных круглых гаражей:
Забегая вперед скажу, что гаражи полностью оправдали мои ожидания. Очень кайфовое сооружение!
Но все по порядку.
Нырнул я в частный сектор с Брестской улицы в районе базы МЧС. Сохранившийся довоенный дом на Брестской:
У дома нашлась винтажная колонка с грозной надписью, запрещающей забор воды тем, у кого нет договора с ее поставщиком:
Крепкий дом:
Перспектива 1-го Брестского переулка. Мелкие улочки частного сектора в Барановичах полностью залиты льдом, поэтому моя скорость передвижения снизилась до минимальной. Пару раз я чудом избежал падения оземь.
Любопытно исследовать топонимику Барановичей по частному сектору. Налево от Брестского уходит переулок Коперника, параллельно идет улица Шопена — реверанс в сторону польских времен. В этом же квартале соседствуют улицы Салтыкова-Щедрина и Гоголя с улицей, названной в честь «болгарского Ленина» Димитрова — привет имперским временам, а после и советским.
Уставший сарай:
Характерные приметы: бессистемное виляние и размножение улиц, несоблюдение габаритов, выход построек за красные линии (если они вообще есть).
Некоторые улицы крупнее, имеют асфальтированное покрытие, но покрытие это оставляет желать лучшего.
Чуть в сторону и снова фавелы, только без крутых холмов.
Описываемый мной квартал прошит железной дорогой в нескольких направлениях. В Барановичах расположен один из крупнейших в стране железнодорожных узлов, а кроме того в месте схождения направлений сконцентрировано несколько промышленных предприятий. Конечно, это имеет огромное влияние на качество застройки и ее консервацию.
«Бархим», производство бытовой химии:
Виды дает прекрасные!
Еще:
Я уверен, что многие из читающих сейчас испытывают что-то похожее на возмущение. Типа: «Да разве это трущобы! Трущобы, это когда облепленные мухами дети с раздутыми животами ковыряются в арыке доверху наполненном говном на фоне домов из мусора и жестяных листов. А тут все ок!».
Друзья, не стоит бросаться в крайности. В бразильских фавелах тоже есть водоснабжение, а дома смотрят спутниковое телевидение. Но при этом они остаются фавелами — местами проживания с очень низким уровнем качества среды.
Наконец я добрался до гаражного кооператива с круглыми гаражами. Прикольная штука!
Похоже, бывшая администрация кооператива.
«Ты просто в некрасивое время года приехал. Вот будет лето, будет нормально».
Чем больше людей будет осознавать реальное положение вещей, тем требовательнее они будут к себе и городской среде.