Когда-то я работал обычным журналистом в бумажной газете и регулярно отправлялся по Беларуси за материалами. Воспользоваться служебным автомобилем получалось далеко не всегда, так что использовал общественный транспорт и особенно часто автобусы. Двадцать лет назад маршрутки еще не были конкурентом государственным автопаркам, они занимали микроскопическую долю в перевозках и на большинстве направлений отсутствовали в принципе. Но и автобусов хоть и было много, ездили они довольно медленно. Типичный рейс в какой-нибудь Могилев занимал пять (!) часов: выехать из города, завернуть по пути в Червень, Березино и Белыничи, отстояв в каждом по 10-20 минут, то да се… Отрасли были нужны ускорение и перестройка, однако автопарки в конкуренцию не смогли. Тем не менее, у большого автобуса, особенно если это быстрый комфортный автобус, определенно есть преимущества перед маршрутками, и я с удовольствием выбирал бы их в поездках по стране, но даже не задумывался, существуют ли они до сих пор. Настало время узнать!
Понять, каким транспортным средством обслуживается рейс, можно благодаря системам продажи билетов типа Busfor или Infobus. Бывает и такое, что перевозчик к ним не подключен, но эти нюансы я учел благодаря большому опыту путешествий. Например, Ecolines берет на борт людей от Минска до Бреста по пути в Польшу ежедневно в 10 утра. Разумеется, смысла в этом автобусе не очень много при наличии более быстрого поезда с несколькими вариантами отправлений в день, но вдруг кому-то нужно… Тем более при покупке билета день в день цена всего 15 рублей (25 рублей на все последующие дни):
На Busfor видны и некоторые другие варианты для транзитных рейсов в Польшу, правда, иногда с конским заградительным ценником:
Также можно поехать и в Гродно на большом «мягком» автобусе, если покупать билет через платформу Atlas. В 9:30 с «Центрального» уходит «китаец» Zhong Tong (неплохая машина) за 27 рублей. В пути всего 3 часа 50 минут, отличный результат.
Ну а что же белорусские государственные автопарки? Помните эти красные «Икарусы» когда-то давно и наши МАЗы-152 и 251 с большим количеством мест? Где все это богатство?
А все уже, все! Экономические реалии и конъюнктура рынка полностью уничтожили такой формат перевозок. По некоторым направлениям работают автобусы типа «пони», то есть нечто среднее между маршрутками и большими лайнерами, однако назвать поездку в таком комфортной у меня не поворачивается язык.
На удивление концепция «мягкого» автобуса жива кое-где в регионах. Скажем, из Гомеля в Мозырь дважды в день отходит «крупняк»:
Или вот Гродно — Новогрудок:
Разумеется, величина пассажиропотока на направлениях типа Минск — Могилев или Минск — Солигорск достаточна, чтобы гонять по ней хорошие автобусы, но определенные обременения государственных автопарков, их негибкость, неспособность и даже нежелание конкурировать с операторами маршруточников привели ситуацию к тому, к чему привели. Маршруточникам же переход на уровень больших машин слишком сложен.