Полтора года назад у меня в блоге был пост о странном с моей точки зрения предпочтении многих (если не большинства) белорусов ездить маршруткой там, где есть удобный быстрый поезд. Взять областные центры страны: все они кроме Гродно порождают несколько современных составов в сутки в столицу, однако при этом абсолютно небезопасные маршрутки цветут и пахнут. Люди сознательно выбирают переполненные микроавтобусы с сериалом «Кухня» по телевизору на потолке вместо приятных комфортных поездов. Может маршрутки просто быстрее поезда, и люди лишь экономят время? Или экономят деньги? Ну, давайте посчитаем, на чем быстрее получается добраться из столицы до областных центров и некоторых других крупных городов и сколько это стоит.
Раньше других направлений Белорусская железная дорога начала осваивать брестское: именно в этот областной центр поехали первые синие «Штадлеры» (а здесь ссылка на отдельный пост обо всех маршрутах, обслуживаемых современными составами), именно до него чаще идут поезда — до 5 раз в день.
Белорусская железная дорога обыграла и уничтожила маршрутчиков — было время они пропадали полностью. Но вновь появились по некоторым дням недели утром и днем, а до Барановичей и не исчезали, их там миллион штук в день. Маршрутка до Бреста идет 4 часа 25 минут и стоит 22 рубля. Самый быстрый поезд — ровно 3 часа, а цена 21 рубль максимум (есть варианты немного медленнее и дешевле).
С Барановичами все не так очевидно. Маршрутка укладывается в 1:45, поезд от 1:25, но он как правило стоит на 2 рубля дороже микроавтобуса.
Впрочем, брестское направление, повторюсь, нетипично. Именно на участке между Барановичами и Ивацевичами БЖД достигает максимальной скорости благодаря отсутствию крутых поворотов, что позволяет значительно опережать автомобильный транспорт.
Возьмем Гомель. У Белорусской железной дороги на этом направлении до 4 «Штадлеров» в сутки ценой около 19 рублей и временем в пути от 3 часов 20 минут. Маршрутчики берут 21 рубль и едут 3 часа 40 минут. Не просто берут и едут, а это одно из самых хлебных их направлений!
Могилев: и поезд, и маршрутка затрачивают 2 часа 45 минут от начальной до конечной точки. Но поезд дороже на 2,5 рубля (хотя если оценивать свою безопасность в один доллар, то какое это все имеет значение).
Витебск: поезд опережает маршрутку на 20 минут, но дешевле ее на 4,5 рубля.
Смотрите общую таблицу по областным и некоторым крупным городам страны, где есть и железная дорога с хорошими сидячими поездами на маршрутах, и микроавтобусы мелких перевозчиков:
Какие выводы из нее можно сделать.
1. Поезд может убить небезопасную маршрутку, если едет достаточно быстро, стоит сопоставимо и имеет провозную емкость равную пассажиропотку по направлению (Брест, а также Орша, где маршрутчики в принципе исчезли).
2. Редкий хоть и ежедневный поезд с одинаковой скоростью с маршруткой, но стоимостью выше, однозначно проигрывает (в Могилев полупустые составы). И даже стоимостью ниже (Витебск).
3. Сопоставимый по цене и скорости поезд не убивает маршрутчиков, если провозной емкости не хватает (Гомель)
4. Очень редкие поезда фактически не конкурируют с микроавтобусами, от чего у тех пухнут цены (Пинск).
5. Особый статус у Калинковичей и Светлогорска, где и поезда, и маршрутки набиты людьми. Разница в цене у них велика, БЖД ставит в день два «Штадлера», перевозчик «Смайлбус» кучу маршруток, а все равно мало.
Самый главный вывод: люди реально выбирают маршрутки при прочих равных. Удобство оплаты кэшем по факту поездки, отсутствие предоплаты через интернет (не хватает компьютерной грамотности), возможность гибче выбирать время отправления, место посадки и высадки — этого достаточно. О безопасности реально никто не думает.