Как связан Минск с белорусскими городами: куда можно добраться в любой день и куда не ходит прямой транспорт вообще

ika

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Уже много лет я все никак не могу оторвать задницу от дивана и съездить в Белоозерск. Это не самая глушь Беларуси: город расположен неподалеку от железнодорожной магистрали Минск — Брест, рядом с ним построена важная электростанция, а в местном пруду как-то завелись пираньи :) Проблема вот в чем. Я хочу обкатать участок железной дороги Бронная Гора — Белоозерск, это такое ответвление от магистрали, но расписание движения по ней составлено крайне неудобно. Проблема даже не в том, что смысл обкатывать ее есть только в мае-июне, в самое светлое время года. Проблема «заброса» на участок значительно усложняется из-за отсутствия прямого сообщения между этим городом и Минском. Нужно ехать с пересадкой, брать гостиницу, вставать ни свет, ни заря — в общем, геморроя столько, что поездка откладывается уже несколько лет. И это далеко не единственный город Беларуси, который не связан с Минском — столицей нашей могучей родины. Наличие прямой связи благоприятно сказывается на обеих сторонах, а ее отсутствие, как не сложно догадаться, сигнализирует о проблемах. Ну, куда еще нельзя попасть из Минска без пересадки?

Я решил классифицировать белорусские города по нескольким категориям в зависимости от плотности сообщения. В первую категорию попали те населенные пункты, куда можно добраться напрямую из Минска в любой день недели, зачастую разными видами транспорта. Это, например, центры областей, ну и другие города, о чем будет сказано подробнее ниже.

Во второй категории те райцентры, куда можно добраться напрямую, но не каждый день. А в третьей те, с которыми нет прямого сообщения вообще. Логично предположить, что должны быть населенные пункты четвертой категории, требующие двух пересадок, однако это справедливо только для деревень, не мой случай. Если бы я взял на себя смелость перебрать все 10 тысяч сел, то там нашлись бы и те, которые не имеют вообще никакого пассажирского сообщения.

В выборке не участвовали города, не являющиеся административными центрами районов. Также важно подчеркнуть, что в стране есть несколько железнодорожных станций, носящих название райцентров, но фактически удаленных от них на значительное расстояние. Если до станции можно добраться ежедневно, то в сам город — не всегда.

Всего в Беларуси 118 районов. По понятным причинам я сразу откинул Минск и пять областных центров. Осталось перебрать 112 населенных пунктов :)

Каждый день можно добраться до 79 городов (70% от общего числа): Барановичей, Белыничей, Березино, Березы, Бешенковичей, Бобруйска, Борисова, Брагина, Браслава, Буда-Кошелево, Вилейки, Волковыска, Воложина, Ганцевичей, Глубокого, Глуска, Горок, Дзержинска, Добруша, Докшиц, Дрогичина, Дятлово, Жабинки, Житковичей, Жлобина, Зельвы, Иваново, Ивацевичей, Калинковичей, Клецка, Климовичей, Кобрина, Копыля, Кореличей, Кормы, Костюковичей, Кричева, Крупок, Лельчиц, Лепеля, Лиды, Логойска, Лунинца, Любани, Ляховичей, Марьиной Горки, Миор, Мозыря, Молодечно, Мостов, Мяделя, Несвижа, Новогрудка, Орши, Осиповичей, Ошмян, Пинска, Полоцка, Постав, Речицы, Рогачева, Светлогорска, Сморгони, Славгорода, Слонима, Слуцка, Смолевичей, Солигорска, Столина, Столбцов, Толочина, Узды, Хойников, Чаус, Червеня, Черикова, Шарковщины, Шумилино и Щучина.

Список внушительный и наглядно демонстрирующий, насколько наша страна централизована. Минск, вне всяких сомнений, притягивает пассажиропотоки из всех уголков Беларуси — более двух третей административных центров имеют прямую ежедневную связь со столицей.

Любопытно, что в Минской области только один райцентр не имеет ежедневной связи со столицей — это Старые Дороги. Хотя, мне кажется, я видел ежедневные маршрутки «ипэшников» на вокзале. Кто подскажет?

Вот список городов второй категории — тех, куда можно добраться напрямую из Минска не в любой день недели. Их 14:

Верхнедвинск (пятница и воскресенье)
Вороново (понедельник, пятница, суббота и воскресенье)
Городок (среда и суббота)
Ивье (понедельник, пятница, суббота и воскресенье)
Лоев (пятница и воскресенье)
Малорита (все дни кроме среды)
Островец (пятница)
Свислочь (все дни кроме вторника)
Сенно (понедельник и пятница)
Старые Дороги (пятница и воскресенье)
Ушачи (пятница и воскресенье)
Хотимск (пятница, суббота и воскресенье)
Чечерск (среда, четверг, пятница и воскресенье)
Шклов (нечетные числа)

Снимок экрана 2017-02-21 в 22.00.41

Разберем эти данные. Большинство городов второй категории связаны с Минском в ввозном-вывозном режиме, то есть существует возможность уехать из столицы в пятницу (как правило вечером) и вернуться в воскресенье.

Есть и исключения. Например, Городок в Витебской области доступен по средам и субботам благодаря проходящему поезду, а Шклов — только по нечетным числам по такой же причине. Малорита и Свислочь могли бы иметь ежедневную связь с Минском, но один «выходной» очевидно отведен под техническое обслуживание автобуса. Вероятно — местного автопарка.

А вот райцентры Беларуси, с которыми у Минска вообще нет прямого сообщения (всего 19): Большая Берестовица, Быхов, Ветка, Дрибин, Дубровно, Ельск, Каменец, Кировск, Кличев, Круглое, Краснополье, Лиозно, Мстиславль, Наровля, Октябрьский, Петриков, Пружаны, Россоны, Чашники.

Снимок экрана 2017-02-21 в 22.05.49

Карта наглядно демонстрирует, что восточная половина страны связана с Минском куда хуже, чем западная. Не знаю, можно ли это увязать с какой-то экономической или геополитической базой, но факт налицо. Жители западной Беларуси более мобильны? Жители восточной предпочитают ездить в Россию, а не Минск? Сложно сказать без серьезного исследования.

Города без прямого сообщения можно разбить на несколько групп. Так, есть райцентры, одновременно находящиеся в стороне от магистралей, ведущих из столицы, и попадающие под мощное влияние областного центра благодаря географической близости. Это, например, Ветка, Каменец, Лиозно. Отдельно здесь стоят Кировск, попадающий под влияние другого райцентра, пусть и самого крупного в стране, — Бобруйска и Дубровно, влияние на который оказывает Орша.

В другой группе города, максимально удаленные от Минска, глухие углы нашей страны, в том числе Берестовица, Ельск, Наровля, Россоны.

В третьей группе, к которой, фактически, можно отнести все перечисленные города, населенные пункты, не способные сгенерировать ощутимый пассажиропоток — мелкие райцентры, удаленные от основных транзитных маршрутов. Прокладывая маршрут до таких, невозможно воспользоваться трафиком, который есть, например, между Минском и областным центром.

Распределение городов без прямого сообщения между областями следующее. Минская — 0, Брестская — 2, Витебская — 4, Гомельская — 5, Гродненская — 1, Могилевская — 7. При этом, если бы не поезд Брест — Коммунары, в Могилевской области к таким городам добавились бы Горки и Костюковичи.

Ну и последнее — что меня удивило. Редкое сообщение с Островцом — это при строящейся там атомной станции. Глухой угол на юге Гомельщины: сразу два соседних райцентра без автобуса в Минск, Наровля и Ельск. Россыпь городков и поселков на Могилевщине без связи со столицей, причем речь не о восточных окраинах, а о центре региона. Ну и умерший маршрут Петриков — Минск, которым я ездил не один раз… Вот это был автобус!

Спасибо, что дочитали :)

Снижены цены на рекламу в блоге: 300 рублей пост + месяц размещения баннера бесплатно!

Поделись с друзьями!
  • Какая гидроэлектростанция?

    • Денис Блищ

      Не знаю…

      • sergey.1983

        ГРЭС — это Государственная Районная ЭлектроСтанция.

        • Денис Блищ

          Я уже погуглил.

          Это из разряда, как в детстве я был уверен, что правильно говорить «небель», а не «мебель». И когда узнал правильный вариант, то как из ушата окатило — мир перевернулся и уже никогда не был прежним…

          • Ну, в другой раз можешь уточнить заранее, подскажу :)

          • Varjat

            У меня как-то в 17 лет была истерика, когда узнал что макароны «рожки» кто-то называет с ударением, обозначающее множественное число слова «рожок».
            Все 17 лет просто называл их «рОжки», типа как «рОжки да ножки», и в голову не приходило что макарошки в пачке могут быть исчисляемые.

            Прям ржал 10 минут, а на меня смотрели как на дибила. А я про себя думал: «Бля! Остался только рожок и ножок!!!! Сукаааа! Не могу так ржать!»

  • Dzmitry Umpirovich

    Сорри, Денис, но тема не изучена. По нескольким аспектам. Есть маршрутки ИП, которые ходят гораздо чаще, чем регулярные рейсы. Там и Островец едва ли не раз в час, и Белозерск. В то же «прямое» Иваново попасть в удобное для тебя время та еще морока. Либо поезд, который прибывает глубокой ночью, был еще автобус, который прибывал к вечеру, а уходил из Иваново в шесть утра. Очень прямое сообщение, бесспорно.

    Дальше. ЖД-сообщение. Город Пружаны обслуживается многочисленными поездами, которые останавливаются на станции Оранчицы. Оттуда в Пружаны идет автобус, под прибытие/отправление поездов приходит. Для понимания: между Оранчицами и Пружанами примерно такое же ресстояние, как между жд-вокзалом в Минске и Ангарой. Помянутый тобой Островец — это станция Гудогай. Вот тебе еще одна островецкая альтернатива.

    Третье. В авиаперевозках все давно привыкли (ну за исключением постоянно орущих о слабой маршрутной сети «Белавиа» и необходимости летать с пересадками в их родной-любимый Страсбург, к примеру) к понятию хаба. Так вот зачем делать условный прямой маршрут Минск — Городок, если из Минска в Витебск и из Витебска в Городок маршрутки ходят настолько часто, что в течение 15-30 минут обязательно будет пересадка?

    Всё идёт к тому, что из Минска будут ездить маршрутки, поезда и т.д. только в крупные перевалочные центры вроде областных городов, Мозыря, Пинска, Полоцка и иже с ними, а уж оттуда пассажиров станут подбирать областники. Автобус Минск — Хотимск именно из-за этого и стал ходить пятница-воскресенье. Через полчаса после автобуса Минск — Хотимс из Могилева выходил автобус Могилев — Хотимск. Просто «перераспределили» пассажиров.

    Аминь

    • Денис Блищ

      Где можно прочесть про маршрутки в Белоозерск? Я штудировал Яндекс.Расписания как наиболее полную базу по транспорту.

      Про пересадки я все понимаю, конечно, но тема поста — прямое сообщение

      • Dzmitry Umpirovich

        Не прошёл мой пост. Набери в Яндексе «маршрутка Минск — Белозерск» и тебе быстро выдадут ссылку на маршруточный сайт.

  • La Cretina

    Последние несколько лет сообщение с регионами осуществляется в основном частниками. Тут тебе и прямой рейс, и онлайн бронирование, и WiFi бесплатный, и маршруточка удобная. Гос. перевозчик потерял львиную долю позиций в этом деле. Не удивительно, что до Белоозерска доехать на обычном автобусе почти нереально, а если и реально, то очень долго.

  • Денис Блищ

    Маршрутка ходит нерегулярно, пишут на этом сайте. Понятно теперь, почему ее нет в Яндексе.

    • Dzmitry Umpirovich

      Они все ходят «нерегулярно» и ИП-шников (кроме тех, что завязаны на автовокзале) на «Яндексе» нет

  • skvailys

    Ускользнул из-под носа Дзержинск :) В списке нет, а добраться туда проще простого :)

    • Денис Блищ

      А я все думал, какой город пропал. Не сходилось число ) Теперь все на своих местах, спасибо!

  • designer fake

    Важно не столько добраться, сколько добраться и уехать назад в приемлемое время, жить-то в этих городах негде.

  • Alex Veremeenko

    Постройте изохронную карту, а не перечисляйте города

    • Денис Блищ

      Я даже не знаю, что это такое ))

  • Alex Lopbanok

    В Островец каждый день, примерно через каждые 2 часа ходят маршрутки с улицы напротив автовокзала, регулярно катаюсь на них в командировки. А вот на саму АЭС к сожалению только такси или спецавтобусы которые персонал возят. Плюс в Островец ездят поездами — станция Гудагай, а от нее 10 минут на автобусе или 30 пешком.

    • Аляксандр Шуранкоў

      Ну вообще удивлён, что Денис запихал в этот список Островец. Поезда ходят в Гудогай каждый день. А из любой точки Островца вокзал Гудогай ближе, чем вокзал МПасс от дома Дениса. Вот есть возле Минска деревня Подлосье — тоже можно утверждать, что из Минска туда не ходят автобусы, а то, что до городских автобусов пять минут пешком, просто проигнорировать

  • Alex Digger

    Мне кажется, в советское время и даже до середины-конца девяностых из Минска ходили автобусы/поезда в любой райцентр. Более того: были даже очень дальние автобусы с конечной не в райцентре. Например — эпохальный Минск — Комарин.

    • Newman

      Да, помню в 1990- 91 годах маршрут Минск-Молодово

  • Egor Budgawl

    Райцентры и города слегка перемешались в статье

  • victogan

    Поехали в Белоозерск, без проблем компанию составлю :-)

  • User

    дешевле уже 1-му на гольфе 2 1.6TD 3.9л на 100км добраться, чем на о.т. или маршрутке!!!

  • IKS_BY

    В Старые Дороги каждый день ходят маршрутки, но стало хуже чем пару лет назад. Проще через Осиповичи дизелем.

  • w3c_user

    Каждый день в/из Старые Дороги ходит автобус Минобавтотранса. В Минск приезжает на Центральный автовокзал. Кроме того, несколько раз в день из Старых Дорог 6:00, 9:00 15:00 от жд вокзала отъезжают маршрутки. Раньше они прибывали на Дружную, но сейчас, наверное, они чалятся в районе Бобруйской

  • Eduard

    ну хз. мне всегда казалось, что эти маршруты «эканамичаски вывераны и абаснованы». например, если из брестского района идёт автобус через Брест каждый день, это не значит, что он работает только на этот маленький городок. это значит, что Брест «недополучил» ещё один маршрут, но может пользоваться этим в дополнение к основным. например, в автобусе 20 мест. 5 из них занимают обычно жители райцентра Литвиново. остальные 15 занимают жители облцентра Брест. таким образом есть смысл гонять этот автобус в Литвиново, а не в Брест. то же и с Октябрьским и Петриковым. Если экономического смысла нет, то никто этот маршрут гонять не будет. Я думаю, что это нормально. У нас большая страна и мы не можем всё связать с Минском.

  • Аляксандр Шуранкоў

    Когда-то я видел маршрутку Белоозёрск — Минск каждый день возле Минского Института Управления. Видимо, чувак, организовавший этот маршрут, решил таким образом проблему съёма жилья, а заодно и за учебу заплатить заработал :)