Уже много лет я все никак не могу оторвать задницу от дивана и съездить в Белоозерск. Это не самая глушь Беларуси: город расположен неподалеку от железнодорожной магистрали Минск — Брест, рядом с ним построена важная электростанция, а в местном пруду как-то завелись пираньи :) Проблема вот в чем. Я хочу обкатать участок железной дороги Бронная Гора — Белоозерск, это такое ответвление от магистрали, но расписание движения по ней составлено крайне неудобно. Проблема даже не в том, что смысл обкатывать ее есть только в мае-июне, в самое светлое время года. Проблема «заброса» на участок значительно усложняется из-за отсутствия прямого сообщения между этим городом и Минском. Нужно ехать с пересадкой, брать гостиницу, вставать ни свет, ни заря — в общем, геморроя столько, что поездка откладывается уже несколько лет. И это далеко не единственный город Беларуси, который не связан с Минском — столицей нашей могучей родины. Наличие прямой связи благоприятно сказывается на обеих сторонах, а ее отсутствие, как не сложно догадаться, сигнализирует о проблемах. Ну, куда еще нельзя попасть из Минска без пересадки?
Я решил классифицировать белорусские города по нескольким категориям в зависимости от плотности сообщения. В первую категорию попали те населенные пункты, куда можно добраться напрямую из Минска в любой день недели, зачастую разными видами транспорта. Это, например, центры областей, ну и другие города, о чем будет сказано подробнее ниже.
Во второй категории те райцентры, куда можно добраться напрямую, но не каждый день. А в третьей те, с которыми нет прямого сообщения вообще. Логично предположить, что должны быть населенные пункты четвертой категории, требующие двух пересадок, однако это справедливо только для деревень, не мой случай. Если бы я взял на себя смелость перебрать все 10 тысяч сел, то там нашлись бы и те, которые не имеют вообще никакого пассажирского сообщения.
В выборке не участвовали города, не являющиеся административными центрами районов. Также важно подчеркнуть, что в стране есть несколько железнодорожных станций, носящих название райцентров, но фактически удаленных от них на значительное расстояние. Если до станции можно добраться ежедневно, то в сам город — не всегда.
Всего в Беларуси 118 районов. По понятным причинам я сразу откинул Минск и пять областных центров. Осталось перебрать 112 населенных пунктов :)
Каждый день можно добраться до 79 городов (70% от общего числа): Барановичей, Белыничей, Березино, Березы, Бешенковичей, Бобруйска, Борисова, Брагина, Браслава, Буда-Кошелево, Вилейки, Волковыска, Воложина, Ганцевичей, Глубокого, Глуска, Горок, Дзержинска, Добруша, Докшиц, Дрогичина, Дятлово, Жабинки, Житковичей, Жлобина, Зельвы, Иваново, Ивацевичей, Калинковичей, Клецка, Климовичей, Кобрина, Копыля, Кореличей, Кормы, Костюковичей, Кричева, Крупок, Лельчиц, Лепеля, Лиды, Логойска, Лунинца, Любани, Ляховичей, Марьиной Горки, Миор, Мозыря, Молодечно, Мостов, Мяделя, Несвижа, Новогрудка, Орши, Осиповичей, Ошмян, Пинска, Полоцка, Постав, Речицы, Рогачева, Светлогорска, Сморгони, Славгорода, Слонима, Слуцка, Смолевичей, Солигорска, Столина, Столбцов, Толочина, Узды, Хойников, Чаус, Червеня, Черикова, Шарковщины, Шумилино и Щучина.
Список внушительный и наглядно демонстрирующий, насколько наша страна централизована. Минск, вне всяких сомнений, притягивает пассажиропотоки из всех уголков Беларуси — более двух третей административных центров имеют прямую ежедневную связь со столицей.
Любопытно, что в Минской области только один райцентр не имеет ежедневной связи со столицей — это Старые Дороги. Хотя, мне кажется, я видел ежедневные маршрутки «ипэшников» на вокзале. Кто подскажет?
Вот список городов второй категории — тех, куда можно добраться напрямую из Минска не в любой день недели. Их 14:
Верхнедвинск (пятница и воскресенье)
Вороново (понедельник, пятница, суббота и воскресенье)
Городок (среда и суббота)
Ивье (понедельник, пятница, суббота и воскресенье)
Лоев (пятница и воскресенье)
Малорита (все дни кроме среды)
Островец (пятница)
Свислочь (все дни кроме вторника)
Сенно (понедельник и пятница)
Старые Дороги (пятница и воскресенье)
Ушачи (пятница и воскресенье)
Хотимск (пятница, суббота и воскресенье)
Чечерск (среда, четверг, пятница и воскресенье)
Шклов (нечетные числа)
Разберем эти данные. Большинство городов второй категории связаны с Минском в ввозном-вывозном режиме, то есть существует возможность уехать из столицы в пятницу (как правило вечером) и вернуться в воскресенье.
Есть и исключения. Например, Городок в Витебской области доступен по средам и субботам благодаря проходящему поезду, а Шклов — только по нечетным числам по такой же причине. Малорита и Свислочь могли бы иметь ежедневную связь с Минском, но один «выходной» очевидно отведен под техническое обслуживание автобуса. Вероятно — местного автопарка.
А вот райцентры Беларуси, с которыми у Минска вообще нет прямого сообщения (всего 19): Большая Берестовица, Быхов, Ветка, Дрибин, Дубровно, Ельск, Каменец, Кировск, Кличев, Круглое, Краснополье, Лиозно, Мстиславль, Наровля, Октябрьский, Петриков, Пружаны, Россоны, Чашники.
Карта наглядно демонстрирует, что восточная половина страны связана с Минском куда хуже, чем западная. Не знаю, можно ли это увязать с какой-то экономической или геополитической базой, но факт налицо. Жители западной Беларуси более мобильны? Жители восточной предпочитают ездить в Россию, а не Минск? Сложно сказать без серьезного исследования.
Города без прямого сообщения можно разбить на несколько групп. Так, есть райцентры, одновременно находящиеся в стороне от магистралей, ведущих из столицы, и попадающие под мощное влияние областного центра благодаря географической близости. Это, например, Ветка, Каменец, Лиозно. Отдельно здесь стоят Кировск, попадающий под влияние другого райцентра, пусть и самого крупного в стране, — Бобруйска и Дубровно, влияние на который оказывает Орша.
В другой группе города, максимально удаленные от Минска, глухие углы нашей страны, в том числе Берестовица, Ельск, Наровля, Россоны.
В третьей группе, к которой, фактически, можно отнести все перечисленные города, населенные пункты, не способные сгенерировать ощутимый пассажиропоток — мелкие райцентры, удаленные от основных транзитных маршрутов. Прокладывая маршрут до таких, невозможно воспользоваться трафиком, который есть, например, между Минском и областным центром.
Распределение городов без прямого сообщения между областями следующее. Минская — 0, Брестская — 2, Витебская — 4, Гомельская — 5, Гродненская — 1, Могилевская — 7. При этом, если бы не поезд Брест — Коммунары, в Могилевской области к таким городам добавились бы Горки и Костюковичи.
Ну и последнее — что меня удивило. Редкое сообщение с Островцом — это при строящейся там атомной станции. Глухой угол на юге Гомельщины: сразу два соседних райцентра без автобуса в Минск, Наровля и Ельск. Россыпь городков и поселков на Могилевщине без связи со столицей, причем речь не о восточных окраинах, а о центре региона. Ну и умерший маршрут Петриков — Минск, которым я ездил не один раз… Вот это был автобус!
Спасибо, что дочитали :)