Национальная авиакомпания Belavia остается основным перевозчиком в Беларуси в условиях «закрытого неба» — по факту протекционистских условиях, резко ограничивающих конкурентную борьбу за пассажира. Частотность рейсов, типы воздушных суден и даже минимальные тарифы регулируются конкретными договоренностями по каждому направлению. Однако нельзя сказать, что сама по себе Belavia «плохая авиакомпания»: перевозчик развивается, старается в маркетинг и обновляет парк судов. Почти 7 лет назад я написал пост о возрасте и происхождении их самолетов и настало время обновить данные — все слишком сильно изменилось. Средний возраст парка Belavia заметно снизился, произошла унификация парка за счет отказа от Ту-154 и CRJ, появилось куда больше свежих машин. Этот текст научит быстро отличать древние борта от молодых и уменьшит глубину приступов аэрофобии, кто ей страдает :)
Всего у Belavia 29 бортов: 15 Boeing 737 и 14 Embraer различных модификаций — это на 3 судна больше, чем 7 лет назад, однако на момент написания поста 4 самолета авиаперевозчик не использует в связи с общим упадком отрасли на время пандемии. «Боинги» более вместительные (до 189 кресел).
Борта Belavia имеют государственную регистрацию вида EW-xxxPA (PO), где xxx — это порядковый номер судна, выданный регулятором (типа автомобильных номеров). На данный момент самый маленький номер (значит и самый старый по дате выдачи) принадлежит Boeing 737-500 поставки октября 2003-го года — EW-250PA. Самолет прилетел в Минск не новым, ему сейчас уже почти 26 лет.
Самый большой номер Embraer E195-E2 поставки марта 2021-го — EW-563PO. Логика «чем больше номер я вижу на хвосте, тем моложе борт» не работает. Но у Belavia нет старых Embraer, попасть на самолет предпенсионного возраста можно только если это Boeing.
Хотя в целом сам факт возраста самолета не должен вызывать никаких тревожных мыслей (по большому счету, машина по достижению определенных часов налета начинает потихоньку получать новые узлы, а в какой-то момент от нее остается лишь начинка), но человек существо иррациональное. Хотя один мой одноклассник работает техником в Belavia и никогда не шептал мне на ухо «Я не советую тебе летать нашими самолетами…», может вас успокоит это.
Итак, наиболее древний аппарат во флоте национальной авиакомпании Boeing 737-300 EW-254PA в ливрее World Of Tanks. Он реально летает, вчера, например, совершил рейс Минск — Киев — Минск.
На самом деле самолет должен был давно быть возвращен лизингодателю, однако случилась заминка с поставкой Boeing 737MAX из-за доработки ПО после катастроф в Индонезии и Эфиопии, так что перевозчик не смог вывести из флота эту древность.
Второй по возрасту EW-250PA и одновременно он наиболее старый во флоте Belavia самолет по срокам поставки (прилетел в октябре 2003-го). Ему 25 с половиной лет. Накануне отработал рейс Минск — Львов — Минск.
Замыкает тройку старичков EW-407PA (чуть более 24,5 лет):
Сегодня утром он слетал в Киев и вернулся обратно. Главное, что нужно знать про борт: он находится в собственности Belavia, а не взят в лизинг, так что, скорее всего, отработает весь свой ресурс до порезки на металл (но может быть и перепродан, понятно). Отлетать Boeing 737 может 30-33 года.
Прочие машины старше 20 лет: EW-290, EW-294, EW-366, EW-437.
Есть у Belavia два самолета старше 15 лет: это EW-438 и EW-526. Наконец, три борта имеют возраст между 10 и 15 годами: EW-527, EW-543, EW-544.
Если зайти с другой стороны и задаться вопросом, можно ли полетать на более или менее новом Boeing от национального перевозчика, то ответ не слишком утешителен. Реально молодых самолетов этой марки только три — EW-455, EW-456, EW-457, они же стали первыми, кто получил ребрендинг в «васильки». Да, сейчас васильки на хвосте уже не будут обозначать новизну самолета.
Ну и наконец. Благодаря обновлению парка в концепции «больше не берем музейные экспонаты», средний возраст национального перевозчика немного превышает 10 лет, а это выше среднего по миру и в принципе очень хороший показатель в отрасли. Другое дело, что всегда при этом останутся шансы полетать на борте с еще встроенными пепельницами в подлокотники. Умом понимаешь, в этом ничего страшного нет, а ладошки предательски потеют…