В Грузию, Казахстан, Азербайджан «Белавиа» могла бы летать в нормальное время, но летает ночью. Самая «ночная» авиакомпания Европы!

В Грузию, Казахстан, Азербайджан «Белавиа» могла бы летать в нормальное время, но летает ночью. Самая «ночная» авиакомпания Европы!
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Запланировал поездку в Грузию, купил билеты на самолет. Для меня не новость, что «Белавиа» предпочитает на восток летать почти исключительно ночью и это, наверное, даже было неизбежно, когда география полетов включала еще и западные, и юго-западные регионы, и Украину. Плюс огромная чартерная программа. Но сейчас расписание национального авиаперевозчика выглядит мягко говоря странно и вообще не ориентируется на белорусского клиента. В день моего прилета Батуми примет четыре рейса: в 10:15 из Тель-Авива, в 15:15 и в 16:45 из Стамбула… и в 3:50 ночи из Минска. Я так понимаю, наша авиакомпания чуть нашла свободный слот! Может, им не хватает самолетов после передачи части бортов обратно лизингодателям или на хранение? Разберемся.

Все авиакомпании мира стараются отправлять борта на восток в ночь и на запад в день. Это позволяет использовать их более эффективно, хотя особенно эффект проявляется на длинных маршрутах. Но даже на своих самых длинных рейсах «Белавиа» в принципе не слишком заботится о пассажирах в части удобства расписания. Например, рейс в Алматы взлетает в 20:05 и приземляется в 3:55, обратный начинается в 5:10.

Ох, я летал по этому расписанию несколько раз — сплошное удовольствие! Куда пойти в 4 утра? Досыпать в гостиницу (оплачивая целые сутки пребывания в ней, конечно) или посидеть в аэропорту, пока не начнется рабочий день?

А обратно представляете во сколько нужно проснуться?

Ну, сдвинь на два-три часа вылеты и все вроде бы становится более логично, верно?

Кажется, вопрос кроется в том, что «Белавиа» старается работать на транзитах. Они даже у себя в расписании указывают, например, из Алматы такой расклад:

И если сдвигать рейс, то ломаются пересадочные схемы. Но, положа руку на сердце, кому-то реально важно иметь возможность раз в неделю прилететь в Стамбул с пересадкой в Минске, если каждый день есть прямые рейсы из Алматы в удобное время?

Возьмем ту же Грузию. Да, наверное, есть трафик Грузия — Беларусь — Москва (Россия) и может быть даже есть процент людей, которым из Батуми в Москву надо попадать в первую половину дня, хотя это не кажется превалирующей гипотезой. В конце концов, в Москву летят самолеты в самое разное время суток даже из Минска.

Но Ереван? Зачем «Белавиа» прилетает в Ереван в 2:45 ночи и улетает в 3:35?! Однажды я ездил в Армению именно так: прилетел среди ночи, проспал пару часов и на деловую встречу мятый как клошар.

Может, им не хватает самолетов? Надо эффективно распределять нагрузку? Ну, вот такая загрузка у бортов, гонявших в Ереван:

Понятно, я не хочу сказать, что в «Белавии» сидят такие специфические люди, которые будто бы специально все делают не для пассажиров. Какая-то внутренняя логика явно есть. Может, у компании так получается экономить на слотах или чем-то еще, но вроде бы бизнес этот для людей, а не компании?

Меня лично раздражает сам факт прибытия в Батуми в 3:50 ночи, потому что следующий день придется держаться на морально-волевых. Буду ли я патриотом национальной авиакомпании с таким расписанием? Сделаю ли выбор в ее пользу, имей хотя бы минимальное пространство для маневра?

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎