Уверен, есть люди, путающие Березу и Березино, потому что я регулярно встречаю даже тех, кто путает Жлобин и Жодино. Березино в Минской области и у него нет железной дороги, а Береза в Брестской и железная дорога есть — основная магистраль страны, проходящая от границы России через Оршу, Минск и Барановичи в сторону загнивающего Запада. Непосредственно к городу примыкает платформа Береза-Город, а вот большая станция Береза-Картузская лежит в границах агрогородка Первомайская (именно с таким окончанием). Что за «картузская»? Здесь был монастырь и монашеский орден картузианцев, что нашло отражение в названии города. Совки название обрезали, но обрезание названий станций на железной дороге зачастую не происходит — нет надобности, а проблем много. Например, Свердловск-Пассажирский стал Екатеринбургом-Пассажирским только в 2010-м году, а Свердловская железная дорога до сих пор чтит память Яши Свердлова, пламенного революционера и жертву испанского гриппа (неофициально — драчливых гопников). Короче — про Березу!
Приехал я рано утром поездом из Бреста. Холодный арктический воздух, солнце, голубое небо:
У остановочного пункта есть вокзал с теплым залом ожидания и кассами, что нетипично, ведь не станция, только платформа. Но она обслуживает город, в котором живет 30 тысяч человек, поэтому есть существенный пассажиропоток.
Карта обещала в шаговой доступности крупный микрорайон Северный, так что я не терял времени и сразу побрел туда. До поезда в Минск было всего часа полтора.
Окраина микрорайона:
Чудовищный торговый центр с какой-то запредельной материалоемкостью ради непонятных нефункциональных объемов. Зачем городить такой огород?
Оказалось, что в Северном продолжается строительство — возведены под крышу и совсем новые еще незаселенные дома, и есть на вид очень свежие.
А это типичные архитектурные метания 90-х и 2000-х:
Аккуратные и не очень аккуратные панели — тоже 90-е:
60-е, максимум 70-е:
Я ходил и разбирался как развивался квартал, пока не наткнулся на голубые домики Минобороны СССР. Все понятно: военный городок.
На морозе и без того болели пальцы щелкать кадры, поэтому я оставил гугление на потом. Потом нагуглил: в Березе с 1915-го (!) года действует военный аэродром. После распада СССР и до 2010-го базировались истребители, сейчас военные развивают здесь беспилотную авиацию.
Впрочем, еще до гугления появились признаки того, что дело будет связано с авиацией.
Прогулка до центра:
Центральная улица в Березе носит имя Ленина и является частью шоссе Р2. То есть когдатошней дороги, соединявшей Минск и Брест: весь трафик проходил насквозь через райцентр (и точно так же проходил через Дзержинск, Столбцы, Барановичи и Ивацевичи). Лишь со строительством «олимпийки» транзит ушел на магистраль, но и Р2 никуда не исчезла, продолжая играть свою региональную роль.
Гостиница «Ясельда»:
Довольно быстро получилось прийти к центральной площади:
Типовой «сталинский» исполком с колоннами, распространенный в основном по югу страны (но встречается в том числе даже в Бешенковичах). Сейчас в здании собес:
Дальше:
Фасад в технике сграффито на торце краеведческого музея:
Повернул на Советскую улицу в сторону исполкома. Кинотеатр «Октябрь» в узнаваемом здании старого послевоенного проекта. Много где.
Центральное место отдыха горожан, Комсомольский сквер, и центральное место шоппинга, торговый центр «Солнечный».
Современное здание исполкома уже успело обрасти пошлыми сэндвич-панелями :(
Свято-Петро-Павловская православная церковь, оказывается, сохранилась до наших дней, хоть и в глубоко перестроенном виде. Сохранилась аж с 1775-го года — строили ее сразу после первого раздела Речи Посполитой (не удивительно). Красивый храм! Современный вид получил в 1995-м.
Колокольня, кстати, 37 метров, если верить их сайту.
Увы, время поджимало, поэтому огородами — на вокзал.