Минск растет, хотя ему с самого верха приказали не расти. Но столица притягивает специалистов — настоящих и будущих — со всей страны, и это абсолютно нормальный экономический процесс, в той или иной степени выраженности характерный для любой страны мира. Расти городу особо некуда да и не всякий может позволить себе жилье в пределах его границы, поэтому закономерно начинает разрастаться агломерация. Жители пригородов готовы жертвовать своим временем на дорогу до места работы ради возможности жить возле Минска. В серии постов о «большом Минске» я рассказываю о городах и поселках вокруг столицы, каждое утро отправляющихся в столицу за деньгами. В прошлой серии было Озерцо, сегодня — Дзержинск.
Дзержинск, если что, как и Смолевичи (а еще Фаниполь, Заславль, Логойск и Руденск), официальный город-спутник Минска — статус его определен целым указом Лукашенко. Правда, не совсем понятно, что этот статус дал городу — сюда, в отличие от тех же Смолевичей, Заславля и Руденска, даже не дошла «городская электричка». Между Дзержинском и Минском ходят обычные старые электроны и несколько пар проходящих скоростных «штадлеров» в направлении Барановичей и Бреста. Именно на таком я и отправился в Дзержинск за 4 рубля 72 копейки.
Тут, конечно, сразу возникает закономерный вопрос, какими бюджетами нужно располагать, чтобы регулярно ездить в Минск на работу за пятерку. Что ж, можно и дешевле: например, при помощи маршрутки либо обычного электрона. Обычный потянет из кармана всего 86 копеек, но и как и маршрутка отберет почти час времени.
В райцентре две остановки электричек — собственно, главный вокзал на станции Койданово и платформа Дзержинск в западной части города. Последнюю построили лет 15 назад по просьбам трудящихся. Главное: от железки в пешей досягаемости находятся все многоэтажные кварталы Дзержинска — до самого дальнего идти примерно 25 минут. Внутри города есть коммунальный транспорт, его расписание, как правило, привязано к расписанию поездов.
Впрочем, я ходил только пешком и, возможно, по этой причине не успел побывать во всех кварталах. Увы, пришлось пожертвовать ЖК «Радужный», квартиры в котором продаются в минском офисе, а также небольшим микрорайоном Железнодорожный.
Новые квартиры в Дзержинске продаются по цене $750 — 800 за квадратный метр. Старые можно найти дешевле и иногда значительно дешевле, но в целом город не оставляет впечатление дешевого несмотря на значительное удаление от Минска.
Станция Койданово:
Привокзальная площадь и одинокий автомобиль такси:
В Дзержинске расположен государственный архив кинофотофонодокументов, это самое высокое здание в городе (по-моему, 14 этажей). Мрачную башню Саурона по древней белорусской традиции закрыли в вентилируемый фасад кофейного цвета, поэтому выглядит архив сейчас вот так:
От станции я пошел в микрорайон Родники, где построен кластер свежих панельных девятиэтажек.
Квартал находится по одну сторону улицы Минской, одной из двух центральных улиц Дзержинска.
Среди множества новых спальных районов, что я видел в своей жизни, этот оказался одним из самых плохих. В Родниках чудовищно использовано внутреннее пространство — за исключением небольших участков земли, все укатано в автомобильные парковки, которые, разумеется, заняты автомобилями. В итоге дворы выглядят так:
Дома — простейшие. Ощущение, упрощенные насколько это возможно. Оцените входные группы и исполнение подъездов:
Серия 1-464 производства Солигорского домостроительного комбината:
Еще один такой же дом строится за средства китайских братьев по разуму. Это один из этапов реализации помощи КНР Беларуси по возведению нескольких «социальных» домов.
Модернизированный вариант 464-й серии в смелой раскраске:
В общем, больше в этом квартале ничего не нашлось. Панельные дома, машины, снег. Это даже не спальный район, а суперспальный — в нем действительно можно только спать и больше ничего.
Пойдем дальше.
Забавный перекресток с круговым движением — как сороконожка на информационной табличке:
Праздничное настроение:
Еще один кластер многоэтажек, теперь уже более внушительного возраста.
Перспектива улицы Пролетарской, отпочковывающейся от Минской:
Любопытно, насколько более пустым с точки зрения количества автомобилей оказался старый квартал. А все почему? В Родниках, видимо, живут исключительно те, кто ездит каждый день на работу в Минск, поэтому машина для них — необходимость.
Улочка Калинина — заканчивается резким обрывом около городского стадиона:
Красивые трубы, красивее, чем струнный транспорт Юницкого:
Спортивный уголок города:
Так — буераками и неудобицами — я дошел до центральной части города, подобравшись к улице Карла Маркса со стороны дворов.
Сама улица, конечно, наиболее похожа на городскую улицу в Дзержинске:
Швейная фабрика Eliz:
Культурная жизнь:
Общежитие. Из ряда домов всегда легче всего найти именно общагу — это обязательно самое убогое здание в округе и часто без балконов. Балкон — роскошь!
В центре города, в районе швейной фабрики, сконцентрировано множество многоэтажек разных эпох, в основном серпасто-молоткастого прошлого.
Собственно, я перевалил через центр города и вновь стал приближаться к его окраине, на этот раз западной. Меня постоянно не покидало ощущение, что я брожу по старым кварталам минской Чижовки, где тоже девяти- и пятиэтажки перемежаются частным сектором и все вместе выглядит хаотично и уныло одновременно.
При этом высокоплотные районы Дзержинска оказались практически полностью пустыми с точки зрения инфраструктуры. Ну, я не имею ввиду чего-то особенного — черт побери, где хотя бы продуктовые магазины? :)
Пара барачного типа двухэтажек:
Квартал в границах улиц Чкалова и Фурманова:
Так город и закончился. Самый обыкновенный белорусский райцентр, отличающийся от многих только своим выгодным расположением.
Хотел бы я жить в Дзержинске?
Ну, по большому счету это обыкновенный спальный район, только удаленный от Минска на 30 километров — Чижовка на выселках. Желание проживания в нем может и должно регулироваться ценой: за $800/метр, конечно, не жил бы. За цену в 2 раза меньше минской — почему бы и нет.
С платформы пригородных поездов я поехал в Столбцы. О Столбцах завтра.