История одного чека за обед в минском кафе. Это справедливая цена?

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

В субботу мы с женой и младшим сыном гуляли в Дроздах и на обратном пути решили, что обед нам сегодня приготовят профессиональные повара. Выбор кафе в Веснянке небольшой: в «Гранд Кушавель» не пускают в шортах и кроссовках, в «Урарту» безумный интерьер, в «Темпо» невкусно, поэтому остается «Батуми». В «Батуми» хорошая грузинская кухня, но про нее уже все сказано, а вот про цены в минских ресторанах можно говорить бесконечно. Давайте поразмышляем над чеком из «Батуми» за обед для двух персон.

Как я вижу, цена на блюдо в ресторане складывается из четырех больших составляющих.

Во-первых, продукты. Стоимость «сырья» для производства блюда — не основная часть расходов ресторана, но очень важная для конечного результата. Продукты, как вы понимаете, бывают разные по качеству и стоимости, отечественные и импортные, масс-маркет и эксклюзив — характеристик десятки. В целом можно сказать, что управляющий всегда будет искать золотую середину, стараться покупать максимально хорошие продукты по минимально возможной цене. И хотя на этот процесс влияют многие факторы (диктат поставщиков, определенные ограничения в отрасли, невозможность закупаться на рынке, etc), в целом утверждение будет верно во всех случаях, кроме тех, когда на конечный результат команде ресторана плевать (что, в принципе, встречается не так и редко).

Во-вторых, стоимость блюда формируется из накладных расходов ресторана. Зарплаты, налоги, коммуналка, аренда, амортизация оборудования и так далее. Это очень важная составляющая, но имеющая определенный запас для оптимизации. Несложно догадаться, что неэффективные управленцы есть во всех отраслях народного хозяйства, в том числе в общепите.

В-третьих, финальная цена — это прибыль ресторана. Что бы ни пели рестораторы, открывают они свои заведения не для того, чтобы выживать, а заработка ради. Может, сейчас не самое лучшее время для этого бизнеса, однако абсолютное большинство кафе и ресторанов Минска как-то справляются с оттоком посетителей, а это означает, что им было (есть?) чем поделиться. Норма прибыли заложена почти в каждое блюдо (а некоторые могут готовиться в убыток, чтобы паровозом вытягивать нужные позиции из меню — хотя это другая история, о ней в следующий раз).

Ну и в-четвертых. В-четвертых, цена на порцию — это еще и маркетинг, определенное позиционирование заведения в череде себе подобных. В Grand Cafe не может салатик стоить, скажем, 5 рублей, даже если его себестоимость существенно ниже, потому что это Grand Cafe. А в почившей рюмошной «Тайм-аут» наоборот, салат только и может стоить 3 рубля, даже если его себестоимость составляет 5. Собственно, это несоответствие очень часто является финальным гвоздем в гроб проекта под названием «я очень хочу открыть свое кафе» — управляющий будет выставлять цену не ниже себестоимости и таким образом отрезать себя от заказов.

В общем, меня не парит, когда в меню стоит та или иная цена. Она продиктована объективными обстоятельствами и маркетинговой, если можно так сказать, концепцией заведения. Но если первые три составляющие цены практически полностью спрятаны от нас, можно только догадываться о них (мы не видим продукты в холодильнике на кухне, не знаем расходы заведения и заложенную прибыль в блюдо), то четвертая перед глазами.

Осознанно или неосознанно, в любом заведении мира мы как бы внутренне взвешиваем свой чек — справедлив ли он в пересчете на блюда, интерьер, обслуживание, величину порции? Удовлетворен ли я как потребитель, получил ли я позитивные впечатления за ту цену, что мне пришлось уплатить?

К большому сожалению, так бывает не всегда.

Вот возьмем «Батуми». Мне нравится их еда. Я бываю здесь не часто, но раз 5-6 точно заходил. У меня нет претензий ко всему, что я заказал в субботний обед: это был свежий овощной салат, тарелка харчо и порция классических хинкали. А теперь открытый чек:

dav

Честно, меня всегда поражали цены на сезонные салаты в нашей стране. Ну как такое может быть, что и зимой, и летом цена не меняется? Если зимой свежий вкусный помидор дорог, то, блин, с наступлением тепла он неизбежно дешевеет.

Это не значит, что овощной салат в принципе не может стоить 9 рублей 30 копеек (около $5). Но он не может столько стоить в кафе с простейшим интерьером в составе не самого популярного торгового центра. Или — с учетом вечно пустого зала в «Батуми» — если у управляющего не получается сделать цену ниже, то этот салат не нужен вообще (или кафе не нужно — вообще).

При этом первое заведение этих владельцев — «Тифлисъ» на Толбухина — на мой взгляд вполне имеет право запрашивать 9 рублей и 30 копеек за такой же салат. И запрашивает… только непонятно почему цены «Тифлиса» были полностью скопированы в «Батуми». Разве у этих ресторанов одинаковый статус? Разве точка в боксе на окраине — это тоже самое, что и ресторан на первом этаже у выхода из метро на центральном проспекте города?

А вы как считаете, цена на салат честная? А на харчо? Хинкали? И вообще, 60 рублей ($33) за обед — это нормально в данном случае?

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!