Белорусский бизнес многолик. Одни и те же люди строчат в фэйсбуке восторженные посты как они наполнились осознанностью на очередном «Пробуждении» и игнорируют даже не холодные письма — просто очередное письмо в переписке. Когда-то у меня пригорало, а теперь с большего все равно. Мир настолько огромен, что в нем всегда найдется тот, кто соблюдает минимальные правила приличия. Больше других про это знают журналисты, по долгу службы общающиеся с компаниями в ежедневном режиме, в частности, через профильные отделы внешних коммуникаций, в чьи обязанности и входит общение. Несколько лет назад я делал мини-исследование крупнейших белорусских бизнесов на предмет доступности контактов их пресс-служб и тогда выяснилось, что даже очень «наполненные» бизнесы скромно умалчивают о возможности установления с ними связи. Изменилась ли ситуация сегодня? Мир и даже, уверен, Беларусь двигаются к транспарентности, все более значимым кажется не вляпаться в какой-нибудь скандал, а если вляпаться, то быстро на него реагировать. Готовы ли белорусские компании к этому? Я взял те же бизнесы, что и прошлый раз, и добавил к ним еще несколько.
Отбор компаний тогда был произведен в свободном порядке. В список попали те, что всплывали в голове и соответствовали некому критерию крупности и ориентированности на широкий круг потребителей. Те, с которыми мне приходилось работать в качестве журналиста и редактора и просто бренды, известные далеко за пределами страны.
Ну, например EPAM, прошлый раз удививший наличием факса в контактах :) Прогресс у IT-гиганта очевидный: факс-аппарат остался единственный в Минске:
Вместе с этим появилась форма запроса для прессы, причем можно указать локейшен Беларусь/Минск, то есть рассчитывать, что запрос попадет релевантному человеку.
Но вообще это, понятно, ни разу не открытость. Опыт подсказывает, что запросы через подобные формы уходят в никуда, а обезличенные специалисты по коммуникации выглядит просто как отрицание профессии коммуникатора.
Еще хуже дела у Wargaming, они просто удалили все контакты своих пресс-служб, став еще более закрытой компанией, чем раньше. Уверен, их коммуникаторы страдали от наплыва обиженных жизнью игроков (или Игроков, как их называет корпоративный сайт), в ярости готовых звонить и писать на все доступные email.
Ради интереса добавил в этот список еще одного IT-гиганта Беларуси — Itransition. В их разделе «Контакты» для прессы нет вообще ничего.
Изменилась ситуация и у операторов связи. Компания A1, с тех пор прошедшая ребрендинг, современным тенденциям следует — на сайте появился даже личный телефон специалиста по связям с общественностью (куда, думаю, звонят и абоненты, которым иногда все равно куда звонить со своей проблемой):
Тогда я почему-то не обратил внимания на МТС, life:) и «Белтелеком», поэтому исправляюсь сейчас. У белорусско-российского оператора есть обезличенный городской телефон и email:
У белорусско-турецкого только email, но понятно, что ответит (ответит?) Надежда:
У «Белтелекома» ожидаемо все забюрократизировано даже на подступах к компании. Трудно представить, что в экстренной ситуации вот это вот все придется соблюдать ради простейшего комментария:
Mcdonald’s к сайту за 4 года не притронулся, там по-прежнему тот же email.
Добавлю Burger King. Есть форма на сайте, где нет нужного раздела:
Тем временем в KFC хотя бы email:
Славящийся своей открытостью основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников (может даже лично прийти в срач на Фэйсбуке и отвечать на вопросы), то ли не имеет специалиста по связям с общественностью в 2021-м году, то ли стесняется его раскрывать. Писать вообще некуда, есть некий email feedback@dodopizza.by и все.
Зато однозначно порадовал «Евроопт», который совершил в плане открытости квантовый скачок за эти годы. Мало того, что появился контакт специалиста, но он еще и назван, и выдан его личный номер телефона:
Другой ритейл я тогда не смотрел. Амбициозная «Санта» порадовать ничем не может — СМИ могут отдыхать. «Соседи» тоже:
У постоянно гостя новостных разделов СМИ — «Виталюра» — есть на сайте раздел «Пресс-центр», но нет контактов пресс-центра.
«Корона» решила, что лучший вариант — это контакты по магазинам:
Также у них есть страничка с отправкой предложений, где нет ни одного номера телефона, но есть предложение звонить.
Пробегусь еще по банкам. «Альфа» — без контактов, «Беларусбанк» — и телефон, и email, и ФИО специалистов, то же у «Белагро». Общий email у «Белгаза», городской номер, email и ФИО у «Приора», так же у «БПС», у «Белинвеста», но не у «БелВЭБ».
Закончу я этот пост неожиданно — заводом МАЗ. Однажды это предприятие само вышло на меня и предложило как интересующемуся устройством Минска посмотреть на их гигантские производственные территории — так сработала PR-служба. Да, их контакты, пусть и без имен-фамилий, но есть на сайте свободно, включая телефон:
В общем, за эти годы белорусский бизнес показал скромный прогресс в открытости для медиа (A1, «Евроопт») :(
Ну, ничего, жизнь научит и остальных 😎