Бобруйская Атлантида, не меньше

Бобруйская Атлантида, не меньше
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Сколько раз ездил поездом мимо Бобруйска, все облизывался на эти гаражи на дне старого карьера. Огромное море косых-кривых керамзитовых, силикатных, газобетонных коробок с асбестоцементными трубками вентиляции, с пыльными грунтовыми улицами-проездами — в таком месте точно можно насобирать впечатлений на пост и на память. Место на самом деле примечательное: этот карьер возник в XIX веке для нужд кирпичного завода и использовался более ста лет. В конце концов его оставили, но приспособить бросовые земли под нужды города никак не получалось. Даже гаражный кооператив в нем возник скорее вопреки, от безысходности. Во второй половине 80-х власти дали добро на размещение в карьере 2500 гаражей, а в 90-х он вдруг начал наполняться водой. Сейчас тут уже полноценное озеро, в котором завелись водоплавающие птицы и даже бобры! По соседству все те же гаражи, многие оставленные людьми из-за затопления подвальных помещений и непреходящей сырости. Гуляем.

Карьер хорошо просматривается с правой стороны поезда, отъезжающего с центрального бобруйского вокзала в сторону Минска. В непосредственной близости платформа Киселевичи, где останавливаются пригородные поезда:

Карьер был разработан в 1840-х годах, а спустя 30 лет гравий из него использовался уже для строительства железной дороги, по которой все так же идут поезда:

Гаражи занимают где-то 30% площади чаши. Они приподняты на грунтовой подушке и расположены в северо-западном секторе:

Последнее предприятие, использовавшее ресурсы карьера, закрылось в 1991-м году, хотя «использовавшее» — понятие формальное. Гаражи начали строить во второй половине 80-х, на спутниковых снимках они видны с 1989-го. Здесь карьер еще явно используется по назначению (съемка 1985-го):

Озеро появляется резко в 1993-м году. Только шумел лес, потом бам-с и вода. Прогресс заполнения чаши особенно виден вплоть до 2008-го, а теперь если вода и прибывает, то незначительно. Современное состояние:

Кажется разумным связать факты о закрытии завода в 91-м и появлении озера в 93-м. Пока был тот, кто отвечал за состояние площадки, она оставалась сухой, ну а дальше все как-то само.

Спускаюсь вниз со стороны улицы Гоголя:

Озеро:

Интересно, что мне удалось нагуглить два противоречащих друг другу объяснения, почему в карьере завелось озеро. Наиболее популярная версия, конечно, подъем грунтовых вод: мол, до 90-х в этом месте город осуществлял водозабор под свои нужды, а после перестал и вот итог — излишки вышли наружу.

Другая версия говорит о накоплении талых вод и осадков, попавших в ловушку из-за плотного глиняного дна. Эта же версия объясняет стабилизацию озера: в теплое время года оно естественным образом испаряется, а дебета за холодную пору не хватает, чтобы условно «перелилось через край». Сложился баланс.

Вход в гаражи:

Очередное СТО и автохлам вокруг:

Улицы гаражного кооператива:

Вплоть до середины 2010-х в локальной прессе полно публикаций о надвигающейся над гаражами катастрофы. Вода каждый год отвоевывает новые высоты, буквально все 2500 боксов с затопленными подвалами, многие бросили их.

Затем публикации прекращаются, хотя причину пропажи интереса СМИ к проблеме выяснить мне не удалось. Арендаторы гаражей обсуждали идею установки насоса для постоянной откачки воды в городскую канализую, однако сообщений об этом как о свершившемся факте нет.

Заброшки:

Гаражи-мутанты:

В комментариях к посту в моем инстаграме кто-то написал, что вода из подвалов ушла. Куда? Кто дал добро?!

На окраинах:

Спутниковые же снимки показывают некоторый прогресс в развитии водоема за последние три года, с 2019-го по 2021-й (за этот сезон фото пока нет). Другими словами, проблема чисто визуально никуда не ушла и, возможно, продолжает ухудшаться.

Атлантида, не меньше.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎