Вчера мой когдатошний босс Виталий Шуравко сорвал чеку у гранаты общественного мнения, опубликовав острый твит про новых моделей Victoria’s Secret. Известная пошивочная нижнего белья вошла в тренд принятия тела во всем его разнообразии, взявшись продвигать свои товары на моделях вне категорий «ангелов». Ангелы сошли на землю: с лишним весом, с неидеальными пропорциями в целом, с прочими особенностями — в общем, все как в жизни. Трудящиеся по привычке оценивают такой креатив через систему «нравится — не нравится» и ожидаемо обнаруживают, что им не нравится. Смотреть на стройные красивые женские тела сильно приятнее, чем на обычные! Высказать свое мнение мне проще — я сам с заметно лишним весом, так что если у кого пригорит, не забудьте учитывать этот факт.
Есть ложное ощущение, что Victoria’s Secret и прочие бренды, пошедшие по пути бодипозитивной повестки, делают это не потому, что они бизнес, а потому, что сейчас «так надо». Это абсолютная глупость, а даже если и действительно существует некий лево-либеральный дискурс вопреки реальным запросам общества, то продавцы нижнего белья откажутся от следования ему после первого же финансового отчета.
Белье продвигают «не-ангелами» только лишь потому, что сейчас в странах коллективного Запада именно это продает. Страдает чье-то чувство прекрасного? Ну, сорян, Victoria’s Secret не занимается удовлетворением эстетических потребностей, хотя раньше, да, занималось. Просто продавало именно это 😎
Мне не нравятся толстые тетки в рекламе нижнего белья. Мне не нравится огромная женщина в рекламе Nike на фасаде парижской оперы, более того, я нахожу эту рекламу вульгарной, неуместной, даже ужасной. Толстые люди вообще редко кому нравятся, если говорить исключительно о внешности.
Но вместе с тем я понимаю, что современное общество столкнулось с неожиданной проблемой: обычным людям — толстым или страдающим депрессией, или с пятнами витилиго, или носом-картошкой — не находится место в идеальном мире медиа. И, будучи абсолютным большинством, они отвоевывают место под солнцем. Новые модели Victoria’s Secret это всего лишь проявление фундаментальной дискуссии о праве быть видимыми.
И, кстати, я не уверен, что эта дискуссия закончится в пользу «обычных людей». Прикол в том, что и «обычным людям» не слишком нравится смотреть на какие-то пограничные варианты «обычных людей», на этих гигантских женщин на здании оперы и моделей с пигментными пятнами по всему телу. В конце концов, чрезмерная полнота или манифестирующий псориаз это не слишком частое явление даже в нашем мире.
Кажется, продавцы кроссовок и трусов просто уйдут в ту зону медиа, где использование образов «обычных людей» традиционно. Мы просто перестанем ждать от рекламы нижнего белья какой-то красоты, чтобы центру удовольствия в головном мозге стало приятно. В конце концов, посмотреть на красивых женщин или мужчин можно за три клика в адресной строке браузера. В белье, без белья, каких угодно. Спрос на такой контент будет всегда, предложение тоже.
Еще пара важных моментов. Я не раз слышал мысль о том, что демонстрация полноты в рекламе как бы выступает адвокатом нездорового образа жизни, мол, это опасная тенденция, люди не должны считать полноту нормальным явлением, нужно думать о будущем!..
Но… ведь рост числа людей с ожирением начался как раз в эпоху идеальных образов. Если следовать логике, будто трансляция определенных стандартов через медиа реально влияет на этот процесс, толстяков должно было становиться все меньше и меньше 😂 Нет, мир потолстел из-за доступности еды, неправильного пищевого поведения, вкусовых предпочтений большинства (большинство любит жирное, сладкое и мучное — это факт) и даже реализации личного выбора. Быть толстым это почти всегда личный выбор. Ленивым, толстым, вообще любым.
Личный выбор можно осуждать сколько угодно, оно не возбраняется. Можно даже прекратить всякое общение с теми, кто не отвечает внутренним эстетическим стандартам — законом не запрещено. Мне, например, не нравятся придурки-тиктокеры, так я их и не смотрю. Не слушаю гангста-рэп, не смотрю кино про супергероев. Однако эти явления существуют независимо от моего желания, потому что на них есть спрос.
Вот теперь будет так же с рекламой Victoria’s Secret. Я перестану на нее обращать внимание, больше она мне ничем не интересна. В конце концов, я даже не потребитель этой продукции.
Как все просто.