Редко во мне что-либо вызывает такую ярость, как ничем не обоснованная тяга делать дело «на отвали». Есть принципиальная разница между «я не могу сделать как надо» и «я могу, но не делаю как надо… просто так». В первом случае выполнение задачи может требовать каких-то дополнительных ресурсов, усилий, времени, короче, требует напряжения. Окей, не все готовы напрягаться и это хотя бы можно как-то логически объяснить, понять и может даже простить. Но что делать с теми, кому все равно? Кто мог бы лучше, но не делает? Почему во всем Минске установка бордюрных камней отдана на откуп рукожопам, а те, кто принимает работу, ее принимает?
Не уверен, что есть какой-то смысл рассказывать, как оно должно быть в идеале, потому что в Минске каждый бордюр как произведение искусства — никогда не повторяется. Есть строительные нормы и там все четенько: от 2 до 4 сантиметров высоты в местах пересечения пешеходных путей и основных автодорог, а также 0 сантиметров, если пешеходка пересекает всякие подъездные дороги и второстепенные улицы.
При этом в Минске почти не осталось не опущенных бордюров вовсе. Где-то случались ремонты тротуаров, где-то капиталилась вся улица, где-то они опускались точечно — по сравнению с другими городами Беларуси в столице более или менее. В райцентрах вообще швах.
Однако это тот случай, когда просто выполнить механическую работу мало. Плохо сделанная работа видна сразу и мешает всем, для кого высота бордюра имеет важное значение. Пробовали когда-нибудь с детской коляской попрыгать по тротуарам и не выронить дитя?
Когда я плотно увлекся велосипедом, качество бордюров в Минске резко бросилось в глаза. Это просто жесть, насколько безалаберно, бессистемно, бессмысленно строятся пересечения тротуаров с проезжей частью. Идеальные переходы типа таких встречается хорошо если в каждом десятом случае:
Чаще проблема заложена еще на стадии проектирования, когда проектировщик закладывает высоту тротуара настолько отличающуюся от высоты проезжей части, что спуск к ней становится слишком крутым. Это сложно передать с линзой объектива смартфона, но попробую:
Конечно, это неправильно и так быть не должно, но, опять же, это хотя бы можно объяснить. Вероятно, тротуар проектировался в те годы, когда о бордюрах было не принято думать вообще. Да, ситуация поправима, однако требует финансирования и людских ресурсов. Тут хотя бы разобраться с теми тротуарами, где лишь небольшие усилия нужны для создания комфортной среды.
Фигу!
Я не понимаю, как это происходит. Почему? Что мешает сделать как положено?
Вот они делают непрерывную велодорожку, пересекающую подъезд к бизнес-центру и… никому не мозолит глаз, что сделано не по нормам и не по-человечески? Что мешало опустить бордюрный камень на два сантиметра ниже? Почему его в итоге приходится разбивать колесами с риском пробить камеру?
Вообще трэш: сделано опущение бордюра, но так, что сделано чисто номинально, для обозначения выполненных работ. Кто это принимал — он хотя бы на место выезжал или чисто подмахнул документы?
Обратите внимание, как колесами стесался камень — раз за разом уничтожается бордюр, должный служить несколько десятков лет, только потому, что у кого-то не шевельнулась ни одна извилина в голове:
Любопытно: я объехал на велосипеде свой микрорайон с длиной окружности чуть более 6 километров, и насчитал менее половины правильно сделанных переходов тротуаров через проезжую часть.