Борисов, в общем, не очень большой город, но очень разнообразный благодаря наличию реки и полицентрической структуре с четким разделением на «старую» и «новую» части. Старый заречный Борисов сохранил кварталы регулярной планировки и, соответственно, еще те габариты улиц. При этом две из них — Лопатина и III Интернационала — являются составными частями шоссе Р63, поэтому движение на них интенсивное. Эта интенсивность самым неожиданным образом сказалась на внешнем виде улицы. Старые деревянные дома, многие из которых построены еще в довоенное время (а некоторые, видимо, и дореволюционное), стоят с закрытыми ставнями на тех фасадах, что выходят на улицу. Так и живут.
Обе улицы имеют одностороннее движение: одна в центр города, другая к окраине. В целом по ним можно было бы пустить машины сразу в двух направлениях, но совсем негде соорудить карманы для общественного транспорта. Другими словами, любая остановка автобуса порождала бы заторы.
По Лопатина трафик направлен в старый центр города и далее через мост в новый:
Пространство есть только для тротуарчиков, но суммарно от края проезжей части до стен частных домов местами хорошо если пару метров:
В других случаях еще меньше! Хозяева пошли дальше, чем просто наглухо закрытые ставни — они обшили стены фасадами, сделав их полностью глухими. Да, тут когда-то были окна:
Район это небогатый, все новостройки-коттеджи прячутся в глубине. Также, судя по всему, старые «деревяшки» определены под снос, поэтому улица естественным образом законсервирована. Убрать машины и асфальт, и мы получим Старый Борисов образца 50- и даже 100-летней давности.
В дорожном полотне выбоина вокруг канализационного люка существует так долго, что человек установил заборчик, защищающий от грязевых брызг. Заборчик помогает мало: фасад дома весь в пятнах.
Не сказать, что окна вообще всех домов закрыты. Нет, есть и те, кто готов терпеть шум и пыль ради естественного освещения. Может, закрыть ставни не позволяет сама внутренняя планировка — свету прийти в комнату попросту больше неоткуда.
Красиво!
Лопатина:
III Интернационала (трафик на выезд из города):
Попадаются дома с комбинацией закрытых и открытых окон. Опять же, кажется все из-за планировки:
Даже магазинчик умер:
Современный автомобильный трафик заставил заложить кирпичом окна даже старой дореволюционной постройки: машины тут ездят круглые сутки, увы.
Так город XIX века приспособился к реалиям века XXI.