Путешествие на поезде в медвежий угол Беларуси

Путешествие на поезде в медвежий угол Беларуси
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Я зачем-то объездил всю сеть Белорусской железной дороги, хотя не могу не сказать, что это доставило мне определенное удовольствие. В стране есть несколько «экзотических» участков, где редко ходят поезда, а вокруг только глухие деревни и густые леса. Среди них есть один очень особенный: тупиковая ветка из поселка Воропаево в агрогородок Друя, отпочковывающаяся от тупиковой ветки из поселка Крулевщизна в поселок Лынтупы. Все это северо-запад Витебской области, может, одни из наиболее глухих мест страны. В Друю из Минска дважды в неделю идет группа беспересадочных вагонов с абсолютно роскошным расписанием — 320 километров пути она преодолевает за 9 (!) часов, а маршрут заканчивается буквально в нескольких сотнях метров от границы с Латвией. Прикол еще и в том, что примерно 9 месяцев в году проехать от Воропаево до Друи можно только в темное время суток и лишь благодаря длинным летним дням есть возможность кайфануть от ветки при свете солнца. Ну, вы уже поняли: я туда съездил.

Вагоны Минск — Друя в доковидную эпоху были в ходу ежедневно, но сейчас остались лишь по пятницам и субботам. Возможно, частота будет возвращена с началом учебного года: такой путь в столицу предпочитают многие студенты за счет дешевизны и относительного удобства. Вагоны проходят два удаленных райцентра Миоры и Шарковщина, из которых особенно Миоры так себе связаны с Минском автобусным сообщением.

Группа минских вагонов отправляется в путь с 625-м поездом Минск — Витебск и на станции Крулевщизна встречается с группой вагонов из Витебска. Они собираются в единый поезд до Друи, кроме того, вместе с ними идут вагоны Витебск — Лынтупы, которые отклеиваются на следующем узле в Воропаево. Звучит сложно.

В итоге маршрут выглядит так:

Почему ж так долго? Ну, во-первых, довольно много остановок в пути. В частности, 625-й Минск — Витебск является единственным поездом дальнего следования, останавливающемся даже в Заславле. Во-вторых, ожидание второй группы вагонов в Крулевщизне и переприцепка их занимает аж 107 минут. В-третьих, тратится время на расцепку с лынтупскими вагонами в Воропаево… Наконец, поезд аж дважды меняет направление: ему перегоняют локомотив из головы в хвост в Молодечно и, собственно, Крулевщизне.

Ну и до кучи это далеко не самые скоростные участки Белорусской железной дороги в принципе. До Молодечно окей, а дальше однопутками, заколуками, огородами.

Билет в купе стоит 14 рублей. С товарищем решили выкупить все четыре места в отсеке, хотя явно перебдели, потому что людей было немного. В основном все ехали до Воропаево и дальше, хотя занято было хорошо если 10 мест.

Вагоны в составе древние, из окон сифонит, под утро в купе максимально свежо. Ну, чая вдоволь, так что ударили по классике:

Я поставил будильник на 4:30 утра, чтобы проснуться за 5 минут до отправления от Воропаево на Друю, то есть по той самой ветке. Ее длина составляет 89 километров, поезд преодолевает ее за 2 часа, делая остановки на платформах Гута и Идолты, станциях Шарковщина и Миоры. Ну и конечной Друе, понятно.

Утро!

Возник интересный вопрос, как люди обилечиваются на вот таких глухих платформах, где, конечно, никакой кассы… Проводница уверяла, будто сейчас все берут электронные талоны, но это ж явно не так. Да и когда эти электронные талоны введены. В общем, думаю, начальник поезда имеет право выписывать вручную.

Прибыли в Шарковщину. Это официально самый бедный район страны, один из самых малонаселенных и вообще такой депрессивный. Поселок городского типа Шарковщина бывал в моем блоге в 2018-м году, тогда вокзал был на капитальном ремонте.

В Миорах выгрузилась группа велосипедистов, садившаяся с нами в Минске. Туристы!

В этом райцентре впервые я побывал как раз в описываемой поездке, поэтому ссылку на пост еще не дам :) В городке оказалась крупная станция, обслуживающая что-то лесопильное и зерновое. Все это богатство на окраине:

Последняя перед конечной станцией платформа Идолты. Типовая будка ожидания и, само собой, никакой кассы. Вышел один человек, в вагоне остались мы вдвоем с товарищем.

Точно по расписанию прибыли в Друю. На выходе пограничный контроль, но очень простой, только проверка принадлежности паспорта. Белорус — проходи. В руках пограничника мелькнул чей-то российский паспорт, но что там дальше было не знаю, уверен, все хорошо.

Всего из поезда вышло около 10 человек. Забегая вперед скажу, что некоторые из них поехали дальше тем же маршрутом, что и мы, то есть сели на автобус в Браслав. Вероятно, такая логистика удобна для отдельных деревень в районе.

Локомотив привез наш состав из Крулевщизны. Его отогнали в тупик — он будет ждать в Друе до вечера, если нет никакой вывозной работы на линии в течение дня.

Ну а мы пошли гулять по деревне, ожидая автобус на Браслав, намеченный на 7:30 утра. В Друе я в третий раз!

Место очень атмосферное и интересное, сюда есть смысл приехать даже если не фанатеешь от железной дороги.

Помимо прекрасного костела, сохранилась рядовая деревянная и каменная застройка столетней и более давности.

Друя стоит на крутом берегу Западной Двины, разделяющей Беларусь и Латвию. С нашей стороны виден латвийский городок Приедруя:

На одном из домиков нашелся мурал, посвященный железнодорожной сущности Друи. Широкая колея была проведена сюда в польские межвоенные времена, но существовала и узкая до литовского Дукштаса через Браслав. Поезда по ней ходили до 65-го года!

Здесь же написано расписание поездов от Воропаево на 2004-й год. Обратите внимание на существование пригородного по выходным дням — он продил всего один сезон на моей памяти :(

Ну а это последний важный элемент Друи — старый железнодорожный мост, переделанный под автомобильный. Именно здесь и бегали поезда по узкой колее:

Он проложен над рекой Друйкой, притоку Западной Двины:

Каждый день из Друи в Браслав в 7:30 уходит автобус, так что с поезда всегда можно успеть на него и отправиться дальше. Из Браслава выбраться в Минск очень легко. Прекрасная логистика:

Чисто описательский текст про Друю как всегда на glubinka.by, но не сразу — большая очередь.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎