Кто девяностые застал, тот не может относиться к ним равнодушно. Правда, спектр чувств широк: кто-то запомнил последнее десятилетие XX века временем безвременья, упадка и темноты, другой назовет его эпохой надежды, эпохой первичного бульона. В первые годы после распада СССР белорусские города развивались медленно, в основном они сохраняли образ позднесоветских, хотя определенные изменения начинали накапливаться — в вывесках, одежде, транспорте. В прошлом блоке старых фотографий я показывал белорусские областные центры от окончания войны и до 91-го года, теперь же посмотрим именно 90-е, а первый снова Брест!
Увы, фотографий немного. Есть разные тематические фотосюжеты типа «Брест празднует день города», но обычных бытовых сюжетов откровенно не хватает. Собирал как мог и в итоге пересмотрел пару фильмов-зарисовок на YouTube, откуда надергал скриншотов, хотя нашлись и обычные любопытные снимки.
Девяностые годы окончательно открыли западную границу бывшего СССР, и Брест, понятно, стал центральными воротами во внешний мир. В то время, помню, важной темой в прессе было обсуждение очередей на КПП «Варшавский мост» — тема муссировалась из месяца в месяц и даже из года в год, потому что очереди скапливались не в пример нынешним. Сутки, двое и даже трое в ожидании выезда в Тересполь были обычным делом.
И дело не только в дефиците, собственно, пограничных пунктов. Вся Беларусь ринулась в Польшу торговать разного рода барахлом, компенсируя жестокий товарный дефицит у соседей. Ехали автобусами, машинами, поездами, везли все, что можно было везти, сбывая на рынках Сокулки, Белостока и Варшавы. В очередях ушлые белорусы торговали едой, местами, топливом.
В августе 1991-го, формально еще в СССР, буквально за пару недель до путча, в польской Ченстохове состоялся Всемирный день молодежи со встречей Папы Римского Иоанном Павлом II. Тогда эту встречу было разрешено посетить любому советскому гражданину даже без загранпаспорта, чем и воспользовались трудящиеся. На пути в Польшу на брестском вокзале:
В Брест стали заезжать региональные поезда из Польши (на самом деле начали где-то перед самым распадом СССР, но точно не скажу). На въездной арке у моста над Западным Бугом, где красовалась надпись СССР, теперь появилась новая:
А это пригородный состав Черемха — Брест. Его сокращали до Высокого, а потом и вовсе отменили, увы:
Белорусский пригородный поезд в заводской окраске. Красные, зеленые, голубые дизель-поезда встречались еще много лет, пока их не перекрасили по брендбуку БЖД.
Старенький паровоз в депо Бреста работает в качестве котельной:
Мое юношеское воспоминание о Бресте — странный автопарк в части коммерческих перевозок маршрутными такси. Любого вида микроавтобусы, способные передвигаться, использовались по такому назначению. Еще до 2005-го примерно года в Бресте можно было прокатиться на живом RAF! А тут вот Volkswagen, переделанный из грузового:
С коммунальным общественным транспортом ситуация в городе ухудшалась быстро. Долго еще дымили «Икарусы», да, но по мере выработки ресурса уходили с линии, а замена приходила не в полном объеме.
Автопарк горожан на Космонавтов:
Снимок, который можно было бы и пропустить, но привлек внимание регистрационный номер «Лады» и буквы «ДП». В оригинале они относились к Днепропетровской области УССР, но в какой-то момент наступило время хаотической выдачи буквенных сочетаний по всей территории бывшего Союза. Скорее всего тут такой случай.
Давно снесенный памятник Ленину с детьми в городском парке у снесенного кинотеатра «Летний»:
Гарнизонный храм на территории крепости:
Центральный монумент в те годы был покрыт мелким лишайником — его удалили с капитальной реконструкцией комплекса:
Нарядная и в 90-е колония Нарутовича:
На Московской улице. Видеооператор максимально выкрутил зум на камере, постаравшись собрать в композицию половину планеты земля:
Пацаны и девчонки отдыхают на Советской. Пешеходной она стала как раз в 90-е годы и, похоже, тут уже никаких машин:
Идет строительство новых микрорайонов. Юго-Запад? (UPD: Московская улица)
Тут зато не перепутаешь ни с чем: завершается строительство башен Белоконя на Востоке. Задуманы они были еще в СССР, а вот отлить монолитные коробки смогли только к середине девяностых. Последняя масштабная работа этого архитектора в Беларуси.