Буквально вчера вернулся из путешествия по Европе, основным этапом которого был металлический фестиваль Brutal Assault 19 в чешском городке Яромерж. Поездка вышла веселой, почти ненапряжной, с морем впечатлений и относительно недорогой. Под катом скрывается мегапост обо всем, что происходило в эти 10 дней, а также небольшая предыстория организации трипа.
Brutal стал вторым для меня еврофестивалем тяжелой музыки. В 2012-м году с компанией друзей я побывал на Wacken Open Air — совершил обязательный металлический хадж, давшийся по ряду причин нелегко, и уже всерьез подумывал никогда больше не ездить на фестивали. Основная причина: большая зависимость от погодных условий, которые идеальными не бывают никогда. На Wacken лил бесконечный дождь, превративший за три дня лагерь и концертные площадки в одни сплошные болота, а, забегая вперед скажу, на Brutal немилосердно жарило солнце. Впрочем, это вариант получше.
Так вот, никуда я не собирался, как вдруг появилось предложение, от которого трудно было отказаться. Brutal Assault — в 2 раза дешевле по всем показателям, перемещение в Чехию на самолете, несколько дней в Праге бонусом, ночевки в гостинице около фестиваля и доставка на концерты автомобилем, вкусное пиво и отличная компания. Так я решился повторить опыт метал-феста и согласился на покупку билета (к слову, всего 60 евро против 150 на Wacken).
Билеты на самолет покупали сильно заранее, вышло недорого. Специально организовывались лететь с пересадкой в Вене, чтобы на обратном пути посмотреть столицу Империи. Наконец, 3 августа ночью мы отправились в аэропорт и там столкнулись с первой проблемой — одного из наших товарищей не пропустили через границу из-за однократной литовской визы (другой сделать за короткий срок не удавалось). С большим трудом ему перебили билеты на длинный трип Минск — Вильнюс — Вена — Прага, распрощались с ним до вечера, а сами вдвоем поехали по первоначальному маршруту.
Ничего хорошего в подъеме в 2 часа ночи на самолет в 5 утра нет, поэтому получилось все не так легко, как хотелось. Я давно заметил, что по какому-то негласному тайному закону не бывает самолетов без орущих в салоне детей, и перелет Минск — Вена это подвтердил в очередной раз. В общем, спать не удавалось, дети орали, но за окном вставало солнце.
В Вене провели несколько тяжелых бессонных часов, затем сели на мини-самолетик с пропеллерами и перемеханули в Чехию, где нас встретил один из участников поездки, постоянно проживающий в Праге. Заселились в гостиницу Na Belidle, которая оказалась набором апартаментов.
К вечеру доехали остальные участники — товарищ, полетевший через Вильнюс и еще двое товарищей, возвращавшихся с Wacken. Так шумной компанией пили пиво и ели вкусную чешскую еду три дня, гуляли по городу. На четвертый день выдвинулись, собственно, на фестиваль, а точнее в город Градец-Кралове, где у нас планировалась ночевка в гостинице «У святого Яна». Гостиница оказалась отличной, с уютными номерами и неплохой кухней.
В этот же вечер впервые передвинулись на фест в соседний Яромерж, где начался «нулевой день». Перед тем как я перейду к описанию групп, расскажу, как устроен Brutal Assault.
Фестиваль проводится на территории крепости Йозефов — неплохом экземпляре европейского оборонительного зодчества, огромном строении с толстейшими стенами и множеством галерей. В середине крепости площадка с двумя сценами, от нее отходят улицы с едой и питьем. В другой части крепости есть площадка с мерчандайзингом и третьей небольшой сценой, зоной развлечений и кинозалом, точке встречи с музыкантами и барами. Повсюду туалеты, есть умывальники. По периметру крепости стоит лагерь посетителей — их здесь около 15 тысяч (что против 75 тысяч на Wacken смотрится довольно мило).
Сам городок Яромерж все дни фестиваля превращается в одну большую тусовку металлистов. Не знаю, что думают местные жители по поводу тысяч волосатиков, разгуливающих по древним улочкам с пивом и в страшных майках, но, видимо, деньги решают многое. Городок выглядит депрессивно, а фестиваль — самое крупное событие в году.
Билет на Brutal Assault необходимо обменять на браслет. Чешские кроны внутри крепости не в ходу — за них можно купить только мерч. Остальные надо менять на специальные марки номиналами 0,5, 1 и 1,5 — за них покупается пиво и еда, а также проход на специальную смотровую площадку на валу крепости, откуда с лавочек, потягивая вкусноту, можно наблюдать за обеими сценами сразу.
Подбор групп на Brutal исторически был не таким разношерстным как на других еврофестах и больше тяготел к death/grind. Так и в этом году, с небольшими вкраплениями black metal, punk, hardcore и других жанров.
Ну а теперь по порядку о бандах, которые удалось увидеть за 4 дня.
Фестиваль для меня начался с metalcore-команды из Канады The Agonist. Бодрая модная музычка с женским вокалом (и чистый, и харш) напомнила немцев Deadlock в лучшие их времена. Женщина отчаянно визжала, пела и зачастую откровенно не вытягивала ноты, но народу вставляло.
Затем вышли тайванцы Chtonic (я почему-то ждал польских блэк-индастриэл сатанистов Crionics) и отжарили очень классный сет мелодик-дэза с симпатишной басисткой и харизматичным вокалистом. В записях их не слушал, но вживую понравились.
Хэдлайнерами нулевого дня стали Terrorizer и Venom, ветераны американской и европейской сцен. Первые быстро нарезали свой жестокий дэз-грайнд с превосходно настроенным звуком. Злой, ядерный, бескомпромиссный дэз как мы любим! Наконец, звезда вечера — Venom с «Юрием Гальцевым» на вокзале — начала с главной песни прошлого века Black metal, чем очень меня порадовала. Классические боевики с альбомов 80-х, те песни, которые знаешь и помнишь, и ценишь. Отлично!
Затем мы отправились на афтепати, однако лично я в нем участия не принимал (как и во все последующие дни — ценю свой режим труда и отдыха), так как завтра начиналась основная программа и требовалось быть собранным.
Группы начинали играть в 10:30 утра, но на всякий noname ехать не хотелось, поэтому на фесте мы были только в 15 часов. Солнце жарило немилосердно, народ как мог спасался пивом и в теньке, но стратегические лавочки не обзорной площадке приходилось держать всеми силами (займут же к вечеру!). Иногда спускались вниз что-то смотреть, иногда гуляли по крепости, участвовали в местных развлечениях.
Для меня день начался с Onslaught. Тоже немолодая банда, на этот раз из Королевства. Суровый жесткий трэш-метал с грубым вокалом, качевыми риффами. Очень хороший коллектив, выпускающий до сих пор крепкие не спекшиеся альбомы. Вживую тоже огонек.
Затем на сцену вышли Misery Index. Ожидал от американцев мощи Dying Fetus, но сет получился скомканным и невнятным из-за странного звука и невыразительной гитары. Группа с огромным потенциалом, а концерт ни о чем.
Шведы Manegarm приняли эстафету и вернули веру в фестиваль. Напористый viking black, с чистым и грязным вокалом, узнаваемыми припевами — все получилось очень хорошо.
Дальше пошла обойма из первого эшелона мировой метал-сцены. Сет Obituary понравился, несмотря на то, что я уже бывал на их концерте в Минске. Проверенные боевики, но без песен из моего любимого альбома Back from the dead, закончили классической Slowly we rot. Следом вышли Suffocation, которых я уже тоже видал в Минске. На этот раз с правильным вокалистом, но примерно тем же набором песен. К счастью, в том числе из легендарного диска Effigy of the forgotten.
В первый день феста я впервые отправился на третью дальнюю сцену, где обещали концерт великих и ужасных сатанистов Inquisition из Колумбии (ныне столуются в городе Сиэттл, США). Давно и с удовольствием слушаю этот коллектив, исполняющий магический, медитативный блэк-метал, а вживую увидеть — большая удача. «Инквизиторы» редко перелетают через океан и уж точно никогда не появятся в Беларуси со своими перевернутыми крестами и свиными головами.
В группе два человека — ударник и гитарист. Вместе они и рубят ультраскоростной злейший блэк. Ничего лишнего — только ярость, гитара и барабаны. Еще — корпспэйнт как в старые добрые времена и пачки пентаграмм. Сет оставил самые яркие впечатления, пожалуй, одно из лучщих, что было на фестивале в принципе.
Но пора перебегать на основные сцены. Время хэдлайнеров, первыми из которых стали Slayer, коллектив №1 всего 19-го фестиваля Brutal Assault. Что тут сказать… Я никогда не был фанатом «Убийцы», но отдаю должное статусу команды и ее влиянии на все-все в тяжелой сфере. Сет получился суховатым, с некоторой ленцой, с базой песен из 80-х и большей частью хитов. Закрывали выступление калифорнийцы бессмертной Angel of death.
Наконец на сцену вышли Children Of Bodom, а спустя полчаса мы уже уходили с фестиваля. Удивительно как такая великая банда может испоганить собственную же музыку, играя ее чуть не в два раза быстрее по сравнению с записью, не попадая в ноты, сбивая ритм и проч. Известные с юношества песни выглядели как жалкая подделка самое себя.
Так закончился первый официальный день фестиваля, мы вновь передвинулись в Градец и упали мертвым сном по кроватям.
Второй (третий с нулевым) день по составу команд оказался самым слабым. Но начался бодро! Ведь первыми мы увидели прекрасных итальянцев Fleshgod Apocalypse, сет которых оставил самые яркие впечатления. Я своими глазами увидел, что — да — такие бластбиты действительно можно играть вживую. Ну и sympho death выше всяких похвал, включая хиты и просто хорошие песни. Супер!
Следом я смотрел концерт нью-йоркских панков H2O. Веселая заводная музычка под аккомпанемент пива и вездесущей жары — понравилось разнообразием на фоне совсем тяжелых групп.
А вот сет Six Feet Under как и два года назад на Wacken получился невнятным и бессмысленным, хотя и играли много чего с моего любимого альбома 1996-го года. Крис Барнс — старенький, но еще бодренький — расщедрился под конец на боевик Hammer smashed face своего прошлого ансамбля «Труп каннибала». Народу понравилось, и мне тоже.
Сет Blindead пришлось слушать только потому, что за ними были хорошие команды, а на третьей сцене ничего интересного. Под «Ягермейстер» этот прихипстованный стоунер прошел совсем мимо и черт с ним.
Туда же в помойку юмориста от металла Девина Таунсенда, музыку которого я бы запретил на законодательном уровне. Говно — самое слово, которое я могу найти для него (хоть он и был одним из хэдлайнеров дня).
Зато потом вышли Amon Amarth. О да, это круто! С пиротехническим шоу и боевиками всех времен, с мощью и качью настоящего шведского викинг-метала — коллектив, несомненно, с крепким настоящим и самым радужным будущим!
Мы вновь поехали спать, вновь я остался без афтепати по собственному желанию. На следующий день обещали +31 в тени, а хорошие ВИА начинали играть уже в 11:30. Правда, приехать такую рань оказалось не судьба — поздний подъем и плотный завтрак, зной на улице заставили нас вернуться в гостиницу и приехать на фест лишь в обычные 15 часов.
Начали с Impaled Nazarene. Ветераны финского сатанинского сопротивления вживую оказались вообще ни о чем. Тупое молотилово с кривляками уставшего от жизни вокалиста… Вот и все. Потом были ирландцы Cruachan, музыка которых мне никогда особо не нравилась, но так как у самой сцены был тенек, приходилось стоять очень близко и слушать скрипочку, гитарки и дудочку. Вокалист коллектива в какой-то момент увидел украинский флаг в толпе и крикнул «Слава Украине!» — а оказалось, что то были мои знакомые из Киева. Немного пообщались на предмет событий на юго-востоке страны.
На третьей сцене давали In Mourning. Суперский прогрессив-мелодик-дэз-дум в записи, и никак вживую. Слушать только на акустике дома.
Вернулись на основную площадку. Только успели купить триста пятьдесят седьмое пиво, как началось выступление Sodom. Дядька Анжелриппер не скупился на классику, давал много из 80-х и 90-х, были треки и с последнего альбома. Отличный зубодробительный сет! Жаль лишь, что только одна песня с моего любимого ‘Til death do us unite.
Следом пошли Soilwork. Не моя музыка (слишком «модно»), но отдаю должное качевости и заведению толпы.
Ближе к вечеру «важность» группа стала возрастать. Ветераны хардкор-сцены Sick Of It All оставили самые классные впечатления. Такой ярости и зла надо еще поискать! Бескомпромиссное рубилово заводило людей в обширные водовороты мошпитов и подвиги в дисциплинах стейдждавинга. Очень, очень сильное выступление, надо присмотреться к команде, которая как-то никогда не попадала на глаза.
Сет Krabathor послушал вполглаза. Старая школа, главная банда Чехии, спецвыступление под один фестиваль… Народ перло хотя бы потому, что вокалист общался на чешском с толпой, но по мне так ничего необычного. Хотя — все же первая группа, прорвавшая белорусский железный занавес с западной стороны.
Хэдлайнерами последнего дня стали Down и Satyricon. Не питаю ложных иллюзий относительно нынешней главной группы Фила Ансельмо — стоунер не люблю, «звезда» всегда была спорной личностью в андеграундной тусовке… Так и оказалось. Невообразимо долгий и скучный сет, запомнившийся лишь знакомством с неким сербом в толпе, которому очень понравился мой флаг, бухающий прямо на сцене Ансельмо и его понтовые речи про «тру» и «не тру». Чушь какая-то! И ни одной песни Pantera!
Ну и наконец Satyricon, последняя для меня банда всего фестиваля. Мужественно отстояв весь сет я дождался легендарной песни Mother north и практически счастливый под ее звуки ушел домой, оставив толпу веселиться еще до 3-х ночи (фест заканчивался каждый день примерно в такое время, но я уходил сразу после хэдлайнеров, сознательно пропуская неплохие ансамбли, в том числе Katatonia и Khold).
Brutal Assault на этом все. Утром мы упаковались и уехали в Прагу, где в отеле Popelka провели сонный день, а в соседнем баре менее томный вечер. После ночевки нас ждал самолет в Вену, пять часов гуляний по городу штруделей и шницелей, ночной перелет в Минск и долгожданная родная кровать.
Это было круто! Всей компании — большое спасибо! Кирилл, Женя, Рома, Никита, Леша, Диман — без вас не было бы так весело!