Личный опыт: поездка в Европу на метал-фестиваль

Личный опыт: поездка в Европу на метал-фестиваль
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Буквально вчера вернулся из путешествия по Европе, основным этапом которого был металлический фестиваль Brutal Assault 19 в чешском городке Яромерж. Поездка вышла веселой, почти ненапряжной, с морем впечатлений и относительно недорогой. Под катом скрывается мегапост обо всем, что происходило в эти 10 дней, а также небольшая предыстория организации трипа.

Brutal стал вторым для меня еврофестивалем тяжелой музыки. В 2012-м году с компанией друзей я побывал на Wacken Open Air — совершил обязательный металлический хадж, давшийся по ряду причин нелегко, и уже всерьез подумывал никогда больше не ездить на фестивали. Основная причина: большая зависимость от погодных условий, которые идеальными не бывают никогда. На Wacken лил бесконечный дождь, превративший за три дня лагерь и концертные площадки в одни сплошные болота, а, забегая вперед скажу, на Brutal немилосердно жарило солнце. Впрочем, это вариант получше.

Так вот, никуда я не собирался, как вдруг появилось предложение, от которого трудно было отказаться. Brutal Assault — в 2 раза дешевле по всем показателям, перемещение в Чехию на самолете, несколько дней в Праге бонусом, ночевки в гостинице около фестиваля и доставка на концерты автомобилем, вкусное пиво и отличная компания. Так я решился повторить опыт метал-феста и согласился на покупку билета (к слову, всего 60 евро против 150 на Wacken).

Brutal-Assault-2014-Poster

Билеты на самолет покупали сильно заранее, вышло недорого. Специально организовывались лететь с пересадкой в Вене, чтобы на обратном пути посмотреть столицу Империи. Наконец, 3 августа ночью мы отправились в аэропорт и там столкнулись с первой проблемой — одного из наших товарищей не пропустили через границу из-за однократной литовской визы (другой сделать за короткий срок не удавалось). С большим трудом ему перебили билеты на длинный трип Минск — Вильнюс — Вена — Прага, распрощались с ним до вечера, а сами вдвоем поехали по первоначальному маршруту.

Ничего хорошего в подъеме в 2 часа ночи на самолет в 5 утра нет, поэтому получилось все не так легко, как хотелось. Я давно заметил, что по какому-то негласному тайному закону не бывает самолетов без орущих в салоне детей, и перелет Минск — Вена это подвтердил в очередной раз. В общем, спать не удавалось, дети орали, но за окном вставало солнце.

В Вене провели несколько тяжелых бессонных часов, затем сели на мини-самолетик с пропеллерами и перемеханули в Чехию, где нас встретил один из участников поездки, постоянно проживающий в Праге. Заселились в гостиницу Na Belidle, которая оказалась набором апартаментов.

К вечеру доехали остальные участники — товарищ, полетевший через Вильнюс и еще двое товарищей, возвращавшихся с Wacken. Так шумной компанией пили пиво и ели вкусную чешскую еду три дня, гуляли по городу. На четвертый день выдвинулись, собственно, на фестиваль, а точнее в город Градец-Кралове, где у нас планировалась ночевка в гостинице «У святого Яна». Гостиница оказалась отличной, с уютными номерами и неплохой кухней.

В этот же вечер впервые передвинулись на фест в соседний Яромерж, где начался «нулевой день». Перед тем как я перейду к описанию групп, расскажу, как устроен Brutal Assault.

Фестиваль проводится на территории крепости Йозефов — неплохом экземпляре европейского оборонительного зодчества, огромном строении с толстейшими стенами и множеством галерей. В середине крепости площадка с двумя сценами, от нее отходят улицы с едой и питьем. В другой части крепости есть площадка с мерчандайзингом и третьей небольшой сценой, зоной развлечений и кинозалом, точке встречи с музыкантами и барами. Повсюду туалеты, есть умывальники. По периметру крепости стоит лагерь посетителей — их здесь около 15 тысяч (что против 75 тысяч на Wacken смотрится довольно мило).

Сам городок Яромерж все дни фестиваля превращается в одну большую тусовку металлистов. Не знаю, что думают местные жители по поводу тысяч волосатиков, разгуливающих по древним улочкам с пивом и в страшных майках, но, видимо, деньги решают многое. Городок выглядит депрессивно, а фестиваль — самое крупное событие в году.

Билет на Brutal Assault необходимо обменять на браслет. Чешские кроны внутри крепости не в ходу — за них можно купить только мерч. Остальные надо менять на специальные марки номиналами 0,5, 1 и 1,5 — за них покупается пиво и еда, а также проход на специальную смотровую площадку на валу крепости, откуда с лавочек, потягивая вкусноту, можно наблюдать за обеими сценами сразу.

Подбор групп на Brutal исторически был не таким разношерстным как на других еврофестах и больше тяготел к death/grind. Так и в этом году, с небольшими вкраплениями black metal, punk, hardcore и других жанров.

Ну а теперь по порядку о бандах, которые удалось увидеть за 4 дня.

Фестиваль для меня начался с metalcore-команды из Канады The Agonist. Бодрая модная музычка с женским вокалом (и чистый, и харш) напомнила немцев Deadlock в лучшие их времена. Женщина отчаянно визжала, пела и зачастую откровенно не вытягивала ноты, но народу вставляло.

The-Agonist-music-37294158-1920-1080

Затем вышли тайванцы Chtonic (я почему-то ждал польских блэк-индастриэл сатанистов Crionics) и отжарили очень классный сет мелодик-дэза с симпатишной басисткой и харизматичным вокалистом. В записях их не слушал, но вживую понравились.

chtonic

Хэдлайнерами нулевого дня стали Terrorizer и Venom, ветераны американской и европейской сцен. Первые быстро нарезали свой жестокий дэз-грайнд с превосходно настроенным звуком. Злой, ядерный, бескомпромиссный дэз как мы любим! Наконец, звезда вечера — Venom с «Юрием Гальцевым» на вокзале — начала с главной песни прошлого века Black metal, чем очень меня порадовала. Классические боевики с альбомов 80-х, те песни, которые знаешь и помнишь, и ценишь. Отлично!

Terrorizer

Venom Photos 2008

Затем мы отправились на афтепати, однако лично я в нем участия не принимал (как и во все последующие дни — ценю свой режим труда и отдыха), так как завтра начиналась основная программа и требовалось быть собранным.

Группы начинали играть в 10:30 утра, но на всякий noname ехать не хотелось, поэтому на фесте мы были только в 15 часов. Солнце жарило немилосердно, народ как мог спасался пивом и в теньке, но стратегические лавочки не обзорной площадке приходилось держать всеми силами (займут же к вечеру!). Иногда спускались вниз что-то смотреть, иногда гуляли по крепости, участвовали в местных развлечениях.

Для меня день начался с Onslaught. Тоже немолодая банда, на этот раз из Королевства. Суровый жесткий трэш-метал с грубым вокалом, качевыми риффами. Очень хороший коллектив, выпускающий до сих пор крепкие не спекшиеся альбомы. Вживую тоже огонек.

Onslaught_band

Затем на сцену вышли Misery Index. Ожидал от американцев мощи Dying Fetus, но сет получился скомканным и невнятным из-за странного звука и невыразительной гитары. Группа с огромным потенциалом, а концерт ни о чем.

misery-index

Шведы Manegarm приняли эстафету и вернули веру в фестиваль. Напористый viking black, с чистым и грязным вокалом, узнаваемыми припевами — все получилось очень хорошо.

manegarm

Дальше пошла обойма из первого эшелона мировой метал-сцены. Сет Obituary понравился, несмотря на то, что я уже бывал на их концерте в Минске. Проверенные боевики, но без песен из моего любимого альбома Back from the dead, закончили классической Slowly we rot. Следом вышли Suffocation, которых я уже тоже видал в Минске. На этот раз с правильным вокалистом, но примерно тем же набором песен. К счастью, в том числе из легендарного диска Effigy of the forgotten.

obituary

suffo

В первый день феста я впервые отправился на третью дальнюю сцену, где обещали концерт великих и ужасных сатанистов Inquisition из Колумбии (ныне столуются в городе Сиэттл, США). Давно и с удовольствием слушаю этот коллектив, исполняющий магический, медитативный блэк-метал, а вживую увидеть — большая удача. «Инквизиторы» редко перелетают через океан и уж точно никогда не появятся в Беларуси со своими перевернутыми крестами и свиными головами.

В группе два человека — ударник и гитарист. Вместе они и рубят ультраскоростной злейший блэк. Ничего лишнего — только ярость, гитара и барабаны. Еще — корпспэйнт как в старые добрые времена и пачки пентаграмм. Сет оставил самые яркие впечатления, пожалуй, одно из лучщих, что было на фестивале в принципе.

Inquisition

Но пора перебегать на основные сцены. Время хэдлайнеров, первыми из которых стали Slayer, коллектив №1 всего 19-го фестиваля Brutal Assault. Что тут сказать… Я никогда не был фанатом «Убийцы», но отдаю должное статусу команды и ее влиянии на все-все в тяжелой сфере. Сет получился суховатым, с некоторой ленцой, с базой песен из 80-х и большей частью хитов. Закрывали выступление калифорнийцы бессмертной Angel of death.

Slayer

Наконец на сцену вышли Children Of Bodom, а спустя полчаса мы уже уходили с фестиваля. Удивительно как такая великая банда может испоганить собственную же музыку, играя ее чуть не в два раза быстрее по сравнению с записью, не попадая в ноты, сбивая ритм и проч. Известные с юношества песни выглядели как жалкая подделка самое себя.

Children_of_Bodom

Так закончился первый официальный день фестиваля, мы вновь передвинулись в Градец и упали мертвым сном по кроватям.

Второй (третий с нулевым) день по составу команд оказался самым слабым. Но начался бодро! Ведь первыми мы увидели прекрасных итальянцев Fleshgod Apocalypse, сет которых оставил самые яркие впечатления. Я своими глазами увидел, что — да — такие бластбиты действительно можно играть вживую. Ну и sympho death выше всяких похвал, включая хиты и просто хорошие песни. Супер!

fleshgod41

Следом я смотрел концерт нью-йоркских панков H2O. Веселая заводная музычка под аккомпанемент пива и вездесущей жары — понравилось разнообразием на фоне совсем тяжелых групп.

H2O-2

А вот сет Six Feet Under как и два года назад на Wacken получился невнятным и бессмысленным, хотя и играли много чего с моего любимого альбома 1996-го года. Крис Барнс — старенький, но еще бодренький — расщедрился под конец на боевик Hammer smashed face своего прошлого ансамбля «Труп каннибала». Народу понравилось, и мне тоже.

six feet

Сет Blindead пришлось слушать только потому, что за ними были хорошие команды, а на третьей сцене ничего интересного. Под «Ягермейстер» этот прихипстованный стоунер прошел совсем мимо и черт с ним.

BLINDEAD

Туда же в помойку юмориста от металла Девина Таунсенда, музыку которого я бы запретил на законодательном уровне. Говно — самое слово, которое я могу найти для него (хоть он и был одним из хэдлайнеров дня).

townsend-devin

Зато потом вышли Amon Amarth. О да, это круто! С пиротехническим шоу и боевиками всех времен, с мощью и качью настоящего шведского викинг-метала — коллектив, несомненно, с крепким настоящим и самым радужным будущим!

amon amarth

Мы вновь поехали спать, вновь я остался без афтепати по собственному желанию. На следующий день обещали +31 в тени, а хорошие ВИА начинали играть уже в 11:30. Правда, приехать такую рань оказалось не судьба — поздний подъем и плотный завтрак, зной на улице заставили нас вернуться в гостиницу и приехать на фест лишь в обычные 15 часов.

Начали с Impaled Nazarene. Ветераны финского сатанинского сопротивления вживую оказались вообще ни о чем. Тупое молотилово с кривляками уставшего от жизни вокалиста… Вот и все. Потом были ирландцы Cruachan, музыка которых мне никогда особо не нравилась, но так как у самой сцены был тенек, приходилось стоять очень близко и слушать скрипочку, гитарки и дудочку. Вокалист коллектива в какой-то момент увидел украинский флаг в толпе и крикнул «Слава Украине!» — а оказалось, что то были мои знакомые из Киева. Немного пообщались на предмет событий на юго-востоке страны.

Impaled_Nazarene

cruachan

На третьей сцене давали In Mourning. Суперский прогрессив-мелодик-дэз-дум в записи, и никак вживую. Слушать только на акустике дома.

in-mourning

Вернулись на основную площадку. Только успели купить триста пятьдесят седьмое пиво, как началось выступление Sodom. Дядька Анжелриппер не скупился на классику, давал много из 80-х и 90-х, были треки и с последнего альбома. Отличный зубодробительный сет! Жаль лишь, что только одна песня с моего любимого ‘Til death do us unite.

sodom

Следом пошли Soilwork. Не моя музыка (слишком «модно»), но отдаю должное качевости и заведению толпы.

soilwork

Ближе к вечеру «важность» группа стала возрастать. Ветераны хардкор-сцены Sick Of It All оставили самые классные впечатления. Такой ярости и зла надо еще поискать! Бескомпромиссное рубилово заводило людей в обширные водовороты мошпитов и подвиги в дисциплинах стейдждавинга. Очень, очень сильное выступление, надо присмотреться к команде, которая как-то никогда не попадала на глаза.

sick

Сет Krabathor послушал вполглаза. Старая школа, главная банда Чехии, спецвыступление под один фестиваль… Народ перло хотя бы потому, что вокалист общался на чешском с толпой, но по мне так ничего необычного. Хотя — все же первая группа, прорвавшая белорусский железный занавес с западной стороны.

Krabathor

Хэдлайнерами последнего дня стали Down и Satyricon. Не питаю ложных иллюзий относительно нынешней главной группы Фила Ансельмо — стоунер не люблю, «звезда» всегда была спорной личностью в андеграундной тусовке… Так и оказалось. Невообразимо долгий и скучный сет, запомнившийся лишь знакомством с неким сербом в толпе, которому очень понравился мой флаг, бухающий прямо на сцене Ансельмо и его понтовые речи про «тру» и «не тру». Чушь какая-то! И ни одной песни Pantera!

down

Ну и наконец Satyricon, последняя для меня банда всего фестиваля. Мужественно отстояв весь сет я дождался легендарной песни Mother north и практически счастливый под ее звуки ушел домой, оставив толпу веселиться еще до 3-х ночи (фест заканчивался каждый день примерно в такое время, но я уходил сразу после хэдлайнеров, сознательно пропуская неплохие ансамбли, в том числе Katatonia и Khold).

Satyricon

Brutal Assault на этом все. Утром мы упаковались и уехали в Прагу, где в отеле Popelka провели сонный день, а в соседнем баре менее томный вечер. После ночевки нас ждал самолет в Вену, пять часов гуляний по городу штруделей и шницелей, ночной перелет в Минск и долгожданная родная кровать.

Это было круто! Всей компании — большое спасибо! Кирилл, Женя, Рома, Никита, Леша, Диман — без вас не было бы так весело!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎