Хотелось бы грязно выругаться в заголовке, потому что пост про сервисы автобусных расписаний типа Infobus.by, но меня могут читать дети…

Хотелось бы грязно выругаться в заголовке, потому что пост про сервисы автобусных расписаний типа Infobus.by, но меня могут читать дети…
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Каждый день жалею, что нет времени заняться созданием по-настоящему клиентоориентированного сервиса междугородных автобусных расписаний. Натурально, золотая жила. Просто я понимаю, что такой продукт потребует колоссальных затрат времени и сил, поэтому даже не суюсь, но если вы раздумываете об инвестициях, то послушайте опытного человека: конкуренции в деле продаж билетов на автобусы и маршрутки по Беларуси просто нет. Ни одна из платформ не в состоянии осилить вменяемый сервис, сделанный не на отвали. Символично, что, много путешествуя по стране на общественном транспорте, я вообще даже не пытаюсь использовать Infobus, Busfor или 114.by. Более или менее помочь может Яндекс.Расписания, но в редких случаях. Просто посмотрите, какой трэш ваяют те, кто взялся продавать билеты или хотя бы консолидировать информацию по автовокзалам.

Почему возник этот пост. На прошлой неделе мне нужно было проехать сложным маршрутом из Новогрудка в Корму, причем сделать это нужно было так, чтобы оказаться в Корме утром и успеть еще уехать в Витебск. Увы, в мире не существует сервиса, способного помочь в такой нетривиальной задаче — нужно быть опытным человеком и просто знать, как устроена сеть железнодорожных и автобусных маршрутов в Беларуси, чтобы ее решить.

Кажется очевидным строить поездку через Минск, потому что в конечном итоге все белорусские дороги в него и приводят. И если повестись на рекламу, скажем, Infobus.by, имеющуюся буквально на каждом автовокзале, то стоит набрать нужный адрес в строке и…

И охренеть с того, что мест больше нет. Ну, это, конечно, такая локализация международного сервиса.

Вообще этот сайт знает только про один автобус из Новогрудка в Минск, и он мне никак не подходит из-за отправления аж в 6:30 утра:

Интересно, что с точки зрения Infobus.by автобусов из нынешней столицы в первую историческую столицу нет вообще. Даже тот, который утром приезжает, куда-то растворяется :)

Можно проверить другой ресурс. Например, я помню как на Онлайнере давали статью про создателей 114.by, они вроде какой-то приз выигрывали за свое детище… Там, на Онлайнере, пацаны рассказывали, как они сделают лучшую платформу. Лучшая платформа сходу предлагает мне сразу два Новогрудка — один обычный, другой со звездочкой :) Что звездочка обозначает, не поясняется.

Если выбрать автовокзал, сразу подгружается список остановок, куда с него можно уехать. То есть вариант «с пересадкой» создателями лучшей платформы даже не рассматривается. Но что же в Минск?

114.by знает намного больше автобусов из Новогрудка в столицу (кто понимает, как они отсортированы, сообщите — я сломал голову):

Ржачно, что 114.by не знает об автобусе в 6:30 утра, о котором знает Infobus.by. Подвох еще и в том, что если поменять местами точки маршрута, то меняются дни курсирования — те автобусы, что были не по всем дням недели из Новогрудка в Минск, вдруг становятся ежедневные из Минска в Новогрудок.

Что же на самом деле? На самом деле этим говном очевидно пользоваться невозможно, поэтому люди гуглят «Новогрудок — Минск маршрутка» и попадают на сайт маршруточной платформы «Атлас», наиболее продуманной, но далеко не идеальной платформы в Беларуси. Зато они узнают, что уехать можно буквально каждый час.

Это, кстати, одна из причин, почему междугороднее автобусное движение в Беларуси практически умерло и уступило место маршруткам, где свои правила и нюансы. Разумеется, точно так же умрут и подобные сервисы, раз им лениво договариваться с различными перевозчиками на передачу актуальных расписаний в ручном или автоматическом режиме. Сложно!

Но самый ад впереди.

Может, кто-то обратил внимание, что в выдаче 114.by есть автобус, который путь от Новогрудка до Минска преодолевает за 16 часов 25 минут? :)

Этот глюк довольно распространен в базе. Вот, например:

На самом деле из Столбцов в Налибоки можно уехать чаще и, понятно, ехать далеко не столько — там около часа. Заодно сразу скажу, что 114.by не видит обратных рейсов в Столбцы, а Infobus.by видит корректное время туда, но тоже не отвезет вас обратно.

Нормальный человек, конечно, уже давно ерзает с вопросом, что это за шизофрения.

Автовокзалы Беларуси используют одноименную систему для продажи билетов — ну, типа «Экпресс» на железных дорогах. Эта система умеет общаться с внешним миром и передавать наружу расписания по большинству автостанций страны. Есть исключения. Если на 114.by ввести в поле отправки Осиповичи, то он предложит 0 пунктов назначения — данных нет (поэтому, к слову, подключенный к системе Глуск не видит существующий автобус «Глуск — Осиповичи», так как он обслуживается осиповичским автопарком):

В этой системе почему-то принято обозначать временем 00:00 те остановки, которые автобус пропускает, но мимо которых проезжает. Вы спросите, как может автобус Новогрудок — Минск пропустить остановку «Минск», и я отвечу, что не знаю. На других ресурсах конкретно по этому рейсу глюка нет, видимо, было какое-то обновление данных, а 114.by его не засосало.

Как уже могло быть понятно выше, информационные платформы часто не знают обратных рейсов автобусов. С чем это связано, я не понимаю — просто нужно иметь ввиду, что если между Минском и Новогрудком есть рейс, обслуживаемый автопарком столицы, то в обратную сторону его могут не показать. И наоборот: рейс новогрудского автопарка будет всегда будет виден в направлении «туда» и часто не будет виден «обратно».

Конечно же, держать это все дерьмо в голове никакой человек не должен. Нормальный человек хочет зайти на сайт, посмотреть все нужные ему расписания, в идеале купить электронный билет и ни о чем больше не думать.

Увы, все те сервисы, которые заявляют, что обладают раписаниями по стране, просто забирают глючную базу системы «Автовокзал», никак не контролируя ее содержимое, а кроме того и не обновляя его. Наиболее актуальная версия лежит на сайте ticketbus.by, который, похоже, принадлежит разработчику системы.

Что в сухом остатке. Нет ни одного ресурса с корректными данными. Нет сервисов, способных строить пересадки (наиболее способный здесь Яндекс.Расписания и, кстати, там более или менее актуальные данные, но отчего-то нет нескольких райцентров). Нет ни одного сервиса, умеющего собирать и актуализировать информацию от маршрутчиков. Отдельная головная боль — маршрутчики на своих сайтах не хотят рассказывать, через какие населенные пункты они проезжают, им просто лень.

В общем, когда вы приезжаете в какую-нибудь страну и чертыхаетесь из-за кривых ресурсов с билетами на транспорт, представьте, что думают о Беларуси иностранцы, сталкивающиеся вот с этим всем…

Говорю же, золотая жила.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎