Есть вещи, которые я с трудом могу объяснить, например, почему белорусы предпочитают маршрутку комфортному безопасному быстрому поезду

Есть вещи, которые я с трудом могу объяснить, например, почему белорусы предпочитают маршрутку комфортному безопасному быстрому поезду
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Беларусь превратилась в царство маршруток. Междугородние автобусы стремительно вымирают, а маршруток становится только больше. Маршруточникам перейти на разряд выше очень сложно, хотя первые звоночки уже есть. Последний бастион удерживает железная дорога, каким-то чудом еще умудряющаяся закупать подвижной состав для внутрибелорусских маршрутов — электро- и дизель-поезда. Но беда приходит откуда не ждали! Маршрутки на продублированных поездами направлениях (кроме брестского) не просто не умирают, они успешно конкурируют за пассажира. При одинаковой стоимости, сравнимой скорости и несравнимом комфорте места в маршрутке заняты, а поезда раскупаются по остаточному принципу. Попытался разобраться в коллективном бессознательном.

Сразу оговорюсь, вопросов к тем направлениям, которые не дублируются железной дорогой либо дублируются, но без более или менее быстрых и комфортных поездов, у меня вопросов нет. Там маршрутки разнесли в щепки автобусы государственных парков, так и не понявших, что нужно делать с пассажирами в XXI веке (быстро и комфортно возить). Борьбой за пассажира это нельзя было назвать — автопарки просто сдались без боя. Фактически конкуренция разворачивалась между отдельными перевозчиками по одному направлению, в итоге приведшая либо к консолидации отдельных мелких компаний, либо к дуополии с явными договорняками по тарифам и расписанию. В конце концов большинство маршрутчиков старается сделать поездку хотя бы относительно комфортной — ставят в салоны нормальные кресла, делают санитарную остановку в пути, поддерживают онлайн-запись и прочие дела.

Совсем другая картина по направлениям типа областной центр — Минск. Во все областные центры Белорусская железная дорога запустила довольно комфортные и быстрые поезда, в подавляющем большинстве случаев это современный подвижной состав с сидячими местами, вакуумными туалетами, зарядными устройствами. Там еще как бы есть интернет, но покрытия мобильных операторов зачастую не хватает, так что считай особо нет.

Самый напряженный день для подобного направления пятница и воскресенье. Масса людей в конце рабочей недели покидает столицу и в конце уик-энда возвращается обратно — кто на работу, кто на учебу. Как любитель путешествий по стране я точно знаю, что билеты на обратную дорогу в воскресенье лучше покупать сильно заранее, хотя бы за несколько дней. А если нет железки, то на маршрутку бронировать еще раньше, за неделю. Разумеется, при наличии железной дороги вопрос с маршрутками лично у меня вообще не стоит, выбирать эти капсулы смерти добровольно нет никакого смысла.

Но люди не просто выбирают — они их предпочитают!

Одно из самых необъяснимых направлений это Гомель. Из Гомеля в Минск по выходным каждые полчаса идет маршрутка, причем по состоянию на утро четверга уже забронированы все места начиная с 14 часов.

Но в 15 отправляется самый комфортный поезд БЖД «зеленый» Stadler с большими креслами и максимально щадящей их расстановкой и даже на рубль дешевле. 276 мест в продаже!

Кроме того, поезд едет на 1 час быстрее, если считать от конечной до конечной и на полчаса, если считать прибытие маршрутки к первой станции метро («Могилевская»).

Вероятность того, что кто-то из гомельчан попросту не знает о возможности перемещаться железной дорогой, равняется нулю. То есть этот поезд тоже будет раскуплен ближе ко времени отправления и может даже будет раскуплен следующий из обычных плацкартных и купейных вагонов, но, подчеркну, спрос именно на маршрутку наиболее высокий, причем за нее нужно переплачивать.

Отдельная боль Могилев. Белорусская железная дорога уже почти год «раскатывает» этот маршрут тремя составами PESA со стабильным графиком три раза в день. Прекрасный подвижной состав, хорошее время в пути (чуть менее 3-х часов), удобное время отправления. Результат (смотреть нужно на поезда с номерами 74х):

А маршрутки? Маршрутки забиты под завязку уже с полудня воскресенья, в то время как прорва билетов есть даже на самый удобный вечерний дизель:

В этом случае маршрутка чуть-чуть быстрее (около получаса) и чуть-чуть дешевле (1,5 рубля), однако я бы не сказал, что это прямо такие неперебиваемые аргументы.

Еще удивительнее в Витебске. По состоянию на четверг утро билетов нет на оба вида транспорта. Ни маршрутчики, ни БЖД не способны быть гибче и реагировать на спрос, предпочитая строго отрабатывать свою «норму».

С Гродно, порождающем наибольшее число пассажиров, если судить по плотности отправления маршруток в Минск (каждые 10-25 минут), БЖД пока не пытается в конкуренцию. Знаю, туда ходил современный PESA, но сейчас в расписании висит только плацкарт и купе. Да, поезд из Гродно всегда будет идти медленнее маршрутки с существующим уровнем инфраструктуры, и уж тем более при расчете до ближайшей станции метро «Каменная Горка»:

В Бресте же, где БЖД абсолютный лидер и расправилась со всеми маршрутчиками за счет скорости (3,5 часа поезда против 5 часов маршрутки), примерно то же, что в Витебске — дополнительные поезда назначать не велит совесть. На существующие билеты на утро четверга уже раскуплены:

Что же не так с людьми, которые предпочитают маршрутку поезду? И почему их, похоже, большинство? Подчеркну, что аргументы вроде «маршрутка заберет с удобной остановки» с областными центрами не канает. Заберет в лучшем случае с остановки по пути на выезд из города.

Причин на мой взгляд несколько.

Маршрутки заработали свою аудиторию сильно раньше железной дороги. В то время как БЖД возила людей из Гомеля в Минск на убитых плацкартах с дыркой в полу вместо туалета по пять часов с остановками у каждого столба, маршрутчики ускорились и стали удобнее. Чтобы отбить ядро аудитории нужно плотно работать с его консервативными привычками, буквально доказывать преимущества. Это точно не про железную дорогу, хотя, подозреваю, перевозки поездами Stadler / PESA для них как минимум не убыточны.

Второе. Момент приема денег. Для железки за билетом либо нужно идти в кассу, либо платить через интернет карточкой. Может звучать странно, но до сих пор существует гигантская группа людей даже молодого возраста, которые не дружат с интернетом и тем более с оплатой через интернет. И ленятся идти в кассу. В «колл-центр» маршрутчика позвонить им проще, а оплата наликом по приходу на рейс. Кайф! Плюс пластичность в плане отмены поездки. Взял и не пришел. Или по телефону отменил бронь и не думаешь о возврате денег — ты ведь их еще не платил. Даже через интернет маршрутчики только принимают бронь, никакой оплаты. Это важный момент.

Не все сидячие места в поездах БЖД удобны. Половина развернута против движения, в некоторых дефицит места для ног. Довольно плотная набивка в «синем» Stadler.

Отсутствие остановок в пределах Минска кроме как на вокзале. Это лютая дичь, сохраняющаяся без каких-либо оснований со времен царя Гороха. Даже «Фрейчаросса» останавливается на двух — трех платформах в границах Рима по пути в Милан. Так сделано абсолютно во всем мире! Суперпуперскорые поезда созданы для людей, а не для дороги: они подбирают пассажиров не только на главном вокзале города. Поезд из Гродно конечно же должен останавливаться в Лебяжьем и Масюковщине. Поезд из Гомеля разумеется обязан иметь минутную остановку в Лошице. Корона не упадет с машиниста.

Гибкость в расписании. Тут, увы, железная дорога мало что может противопоставить. Из Гомеля бусом уехать получится даже в 22 часа и приехать в Минск прямо к закрытию метро. На поезде из Гомеля можно уехать только в 19 и дальше лишь ночной через Калинковичи.

Ну и последнее. Просто так. Да, есть ощущение, что немалая группа пассажиров выбирает маршрутку бессознательно. Кому-то нравится смотреть «Сваты» в пути на телевизоре под потолком, кто-то давно знаком со всеми водителями и это уже такой ритуал. Третий «не любит поезда» и прочее, и прочее.

Фактически поезд должен быть на голову выше по параметру скорости, чтобы маршрутки безоговорочно капитулировали. А в иных случаях это хороший пример сегментации рынка, где спрос может порождать казалось бы неожиданное предложение.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎