Почему нет железной дороги из Бреста в Гродно? Почему на тупиковой малодеятельной ветке в Поречье такой роскошный вокзал? И еще немного о таких вот нюансах некоторых линий в Беларуси на Польшу

Почему нет железной дороги из Бреста в Гродно? Почему на тупиковой малодеятельной ветке в Поречье такой роскошный вокзал? И еще немного о таких вот нюансах некоторых линий в Беларуси на Польшу
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Брест и Гродно разделяет примерно 175 километров по прямой и 240 по автодорогам, но если сесть в беспересадочный вагон соответствующего маршрута (каждый день в 17:22), то придется потратить аж 12,5 часов на этот путь! Сначала состав доберется до Лунинца, затем вагон будет отцеплен и дождется подходящего поезда из Гомеля — с ним он поедет в Барановичи, Лиду и Мосты, а после уже в Гродно. Как странно! Все областные центры имеют железнодорожное сообщение по кратчайшим вариантам, но только не здесь… На самом деле, конечно, оно было — только с учетом тех границ, при которых и строились магистрали: из Бреста в Гродно поезд ходил через Белосток. Современная же западная граница Беларуси прочерчена в 1944-м, она разрезала несколько разумных маршрутов, наплодив пучок тупиковых веток в Брестской и Гродненской областях. О них пост.

Так называемая Брестско-Граевская линия была построена во второй половине XIX века и являлась составной частью коридора «от моря до моря», от Черного до Балтийского с портом в Гданьске. Граница Российской империи тогда проходила по городку Граево, известного тем, что короткое время он был даже в составе БССР. В свою очередь условный поезд из Бреста в Гродно проходил лишь частью этой линии — он отправлялся на северо-запад в Высокое, Черемху и Белосток, а затем сворачивал на магистральный ход Белосток — Гродно:

В 90-е годы с открытием границ сквозное пассажирское движение от Бреста до Белостока было налажено, в том числе запущен экзотический по нынешним меркам пассажирский Киев — Белосток.

Упомянутый магистральный ход Белосток — Гродно является составной частью одной из важнейших в далеком прошлом дорог Санкт-Петербург — Варшава, одной из первых в Российской империи вообще (1862-й). Именно от нее ведет отсчет своей истории Белорусская железная дорога, так как небольшой кусочек магистрали задевает территорию современной Беларуси в Гродненском районе.

Хотя в сторону Польши этот кусочек остается формально действующим (граница закрыта со времен эмигрантского кризиса, сквозных пассажирских и вовсе нет с начала пандемии), то в сторону Литвы все вообще строго — рельсы просто разобраны. Дизель из Гродно доходит до крайней платформы Узбережь:

Именно историческое значение теперь глушайшей линии объясняет пышность и монументальность вокзала в агрогородке Поречье:

Как раз из Поречья начинался тупиковый отросток до ныне литовского Друскининкая. Он давно разобран по границе Беларуси и Литвы, а с некоторых пор не используется и на нашей стороне (ходили пригородные поезда).

Еще две линии «в никуда» выходят из Волковыска на запад. С первой все более или менее понятно, потому что она продолжает действовать для грузовых составов: с нашей стороны город Свислочь, с их деревня Семянувка и далее на город Хайнувку. Это составная часть так называемой Бологое-Полоцко-Седлецкой дороги, строившейся частями в начале XX века.

Со второй немного сложнее. Рокадная линия Волковыск — Белосток оказалась невостребованной с распадом СССР и физически разобрана на территории Беларуси от станции Берестовица до госграницы.

С польской стороны рельсы сохранены. Сохранена и арка между границами с надписью «Мир»:

Наконец, линия Брест — Влодава в самый уголок Беларуси до агрогородка Томашовка. Конечная станция сохранила название по городку, который обслуживала после постройки, хотя городок давно находится в Польше:

Изначально линия связывала Брест и Хелм, однако мост через Западный Буг был разрушен в войну и уже не восстанавливался. На карте хорошо просматривается автодорога между городом Влодава и станцией на территории Беларуси, а узкая погранполоса позволяет подойти почти к воде и рассмотреть населенный пункт на той стороне (но в теплый период вид закрывают зеленые деревья).

За Томашовкой рельсы еще лежат на деревню Орхово и заканчиваются не доходя до реки. За рекой рельсы сохранены и используются под пассажирское движение в летний период. Примечательно, что и на своей стороне поляки назвали станцию Влодава по ближайшему городу, хотя расположена она на окраине деревни Орхувек. Таким образом на воображаемо единой линии Брест — Хелм станции Влодава идут подряд одна за одной и обе не в городе Влодава :)

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎