В прошлом году у меня выходил недурнецкий пост о не осуществленных до конца, разрушенных, разобранных железных дорогах Беларуси. Причины исчезновения описываемых участков разные: конечно, война с нацистской Германией, конечно, экономическая целесообразность, смена планов развития того или иного региона. Но дороги не исчезают! Это очень живучие инженерные объекты, способные оставлять следы на местности на десятилетия и даже столетия вперед. Настал тот день, когда нужно посвятить отдельный пост неприметной станции Старушки так называемой Полесской магистрали и двум ее усам на север — до горпоселка Уречье Любанского района и на Бобруйск через райцентр Октябрьский. Посмотрим, что еще можно увидеть со спутника.
Почему я выбрал именно это место? Ну, во-первых, люблю глухомани. Во-вторых, случай со Старушками очень показательный и даже необычный: была узловая станция с четырьмя направлениями движения, а осталась обычной линейной в лесу. Наконец, разрушение и демонтаж веток оставили кучу следов, которые удобно искать на спутнике.
Но сначала штабные карты. Вот это общая карта сети БЖД, на которой я зелеными кружочками обозначил обсуждаемые точки. Внизу Старушки, вверху слева Уречье на линии Столбцы — Осиповичи, вверху справа Рабкор, тупиковая станция на ветке из Бобруйска, остаток линии на Старушки. Сейчас по ней курсирует пара дизель-поездов в сутки и все.
На Openrailwaymap я зеленым дорисовал исчезнувшие дороги, то, как они выходили из Старушек восточнее и западнее:
Ну вот еще Яндекс, чтобы совсем наглядно:
Вообще Старушки уже правильно называть не станцией, а разъездом, так как в 2000-м году в поселке было демонтировано два из четырех путей. Разъезда достаточно для скрещивания или обгона составов, а станция не нужна, если трафик небольшой или нет погрузочно-разгрузочных работ. Работам тут взяться неоткуда, вокруг медвежьи углы, в пристанционном поселке человек тридцать постоянного населения. Здесь и далее фотографии Railwayz.info если не указано иное.
Все, что осталось от былого:
На спутнике отлично видно, что и в 2024-м году сохраняется просека на месте железнодорожного полотна по бывшей линии Старушки — Рабкор — Бобруйск:
И если выйти на границу когдатошней станции, то глаза легко найдут грунтовку, пробитую там, где до войны лежали рельсы:
Линия проявляет себя на спутниковых снимках по-разному. Если на определенном участке трасса не востребована, то она хоть и заросла, но все же видна из-за различий в видах деревьев. Например, вокруг смешанный лес, а бывшая шумозащитная посадка хвойная — вот она:
На распаханном поле:
Используемая хозяйственная дорога:
На разобранном участке действовало четыре станции, пути пересекали несколько деревень, в том числе очень крупный сельский населенный пункт Новоселки Петриковского района. Вход и выход линии через границы деревни:
Проход деревню Кошевичи:
Тут людей уже почти не осталось, это очень глухие места (снимки мои из деревни Филиповичи):
Собственно, железная дорога:
Ну, в общем с бобруйским направлением все просто.
С железкой Старушки — Уречье сложнее в том смысле, что она просуществовала заметно меньше и, вероятно, большую часть своего срока пребывала в формате узкоколейки. После войны оставлен действующим ус от Старушек до деревни Ветчин, который использовался под военные нужды (в районе Ветчина до сих пор видны следы каких-то построек в лесу, куда доходила насыпь). Именно уход военных из-под Ветчина и разбор уса повлек за собой превращение Старушек в разъезд: других пользователей станции в округе нет.
Ответвление бывшей линии от Старушек на север:
Здесь она просматривается отлично даже на большом удалении, так как в основном представляет собой грунтовку:
Дальше линия тоже различима, хотя и сложнее. В круге место, где когда-то были военные, там уже все снесено, но лес еще не пророс.
А после… Вот где-то здесь насыпь давно исчезнувшей дороги соединяется с современным шоссе Р57 и уже больше нигде не отпочковывается от него. Другими словами, когда вы едете с Полесья на юг в Любань и Уречье на машине, вы едете ровно там, где когда-то ходили поезда.
А все почему: дороги не исчезают.