Сравнить частоту электричек из Минска сейчас и 30 лет назад

Сравнить частоту электричек из Минска сейчас и 30 лет назад
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Я помню май 1998-го года: мне 16 лет, первый в жизни самостоятельный поход с друзьями: за спиной старый армейский рюкзак отца, а впереди вся жизнь. Пятничным вечером в электричку сообщением Минск — Осиповичи можно было пройти не дальше тамбура. То есть даже не пройти, а втиснуться, потому что людей в нее набивалось неимоверное количество, и вся эта дружная банка шпрот ехала в почти неизменном составе до Марьиной Горки. После Пуховичей становилось заметно свободнее, а к Осиповичам можно было даже найти места в салоне. При этом электрички ходили не в пример чаще нынешним временам: с ними еще почти не конкурировал личный автотранспорт, не было никаких маршруток, а автобусы выходили заметно дороже железки. Короче, пригородное движение в Минске бурлило как котел, хотя к тому году уже начало подсыхать на фоне сложной экономической ситуации. Мне показалось любопытным сравнить расписание электричек сейчас и 30 лет назад, когда отмены после распада СССР еще не начались. Сравните и вы.

Я взял для сравнения только барановичское направление. Причина следующая: оно остается единственным не усиленным городской электричкой. Красные «штадлеры» покупались Белорусской железной дорогой для обслуживания ближнего, наиболее востребованного пригорода, что позволило сократить дальние маршруты. Например, абсолютно разумно из условных двух электричек Минск — Молодечно оставить условную одну, так как большинство потенциальных пассажиров едет до Заславля.

Итак, в летнее расписание От Минска до Столбцов, Городеи и Барановичей теперь ходит 15 пар поездов («пара» — значит рейс туда-обратно). В 1993-м году их было 33! Другими словами, движение сокращено аж в 2 раза, что выглядит просто фантастически.

В то же время только до Барановичей в сутки отправляется более 60 маршруток, а ведь микроавтобусы есть еще до Дзержинска (примерно миллион в день) и Столбцов. Суммарная провозная способность маршруток, думаю, около 2500 пассажиров, то есть три полных 8-вагонных состава электричек. Нехило.

Впрочем, основным «врагом» электричек, думаю, является продолжающаяся урбанизация. В деревнях становится меньше экономически активного населения, мобильность стариков не такая высокая, кому на тех электричках ездить…

Каждые новые сутки на барановичском направлении открываются рейсом №6801 в 0:18 от платформы Институт Культуры. За 30 лет ничего не изменилось — электричка на месте. В то же время отменена легендарная ночная до Бреста. В разные годы она отправлялась около часа ночи и к семи была в областном центре, делая остановки на Столичном, Курасовщине, Помыслище, Фаниполе, Дзержинске, Негорелом, Столбцах и Городее. Дальше до Бреста остановок становилось больше.

Вообще прямые электрички в Брест были в другое время суток. Есть они и сейчас, просто замаскированы под рейсы Минск — Барановичи и Барановичи — Брест. Например, в 1993-м такая отправлялась в 10:15 от центрального вокзала, прибывая в областной центр в 17:07. Теперь же ее нет, но можно, скажем, выехать в 7:10 утра, а в 10:40 перескочить на следующую.

Что сохранилось в итоге. До сих пор живы пригороды в 4:33, 5:43, 7:16, 12:03, 14:21, 16:20, 17:08, 21:08, в других случаях два рейса объединены в один, а время выбрано по принципу «что-то среднее между ними». Исчезли как класс «коротыши» до станции Колосово (в одноименной деревне и поселке Новоколосово), также в старых расписаниях не видно «суперкоротышей» до Дзержинска (существовали в годы моего студенчества). Что-то сокращено, что-то продлено — в общем, расписание значительно оптимизировано.

Итоговая таблица:

Никаких выводов в этом посте не будет. Это жизнь! Дорога следует за спросом и сокращает поезда сообразно продажам билетов. Другой вопрос, почему люди предпочитают маршрутку старой электричке, конечно, но текст не о том.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎