«Штадлеры» и PESA на сети Белорусской железной дороги. Где ходят, как отличить их по номеру маршрута и чем они отличаются между собой

«Штадлеры» и PESA на сети Белорусской железной дороги. Где ходят, как отличить их по номеру маршрута и чем они отличаются между собой
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

На прошлой неделе я сравнивал частоту движения пригородных поездов в минском узле в 2022-м и 1993-м годах, констатировав значительное уменьшение периодичности рейсов. Подчеркну: в этом нет никакой вины конкретно Белорусской железной дороги. Снижение пассажиропотока является естественным процессом, отражающим изменения в укладе жизни людей. Значительный рост автомобилизации, продолжающаяся урбанизация, появление альтернативных видов транспорта и так далее. Более того, Белорусскую железную дорогу нужно хвалить за усердность в деле обновления подвижного состава — на постсоветском пространстве есть всего три страны, столько вкладывающих в новые поезда (собственно, Беларусь, а еще Россия и Эстония). БЖД реализует стратегию разделения перевозок по сегментам, предлагая на рынке несколько продуктов. Это городские, региональные, межрегиональные и международные линии, некоторые из которых подразделяются еще и на эконом- и бизнес-класс. Все относительно короткие поездки дорога переводит на новый подвижной состав производства Stadler и PESA, а вот ночные остаются со спальными вагонами. Какие направления уже обслуживаются такими поездами? Как их отличать по номерам маршрутов и чем они отличаются между собой? Показываю и рассказываю.

Шесть лет назад я выпускал текст к пятилетию «Городских линий», в котором пришел к выводу, что запущенная система в силу ряда причин (частоты такта движения, отсутствия дополнительных остановок и сквозного движения через город от Колядичей до Заславля) не стала именно городским транспортом, а только новым видом пригородного. Что ж, в этом смысле все по-прежнему, но если действительно смотреть на эту систему как на транспорт для жителей ближайших пригородов, то недостатков у нее заметно меньше, чем плюсов. Если бы все электрички выглядели так, то чего еще надо?

Фотки с презентации 22 марта 2011 года. Как молоды мы были!

Белорусская железная дорога купила 6 составов Stadler Flirt 160 швейцарской сборки, инвестировала в некоторые платформы и станции минского узла (включая новые вокзалы в Масюковщине и Ждановичах) и вот уже более 11 лет перевозит пассажиров до Заславля, Смолевичей и Руденска. Плотность по направлениям неравномерна: по первому бегает 18 пар в сутки (речь о рейсе туда/обратно), по второму только 5, а по третьему 10.

Уже в том же 2011-м БЖД начала получать региональную версию Stadler Flirt 160 в синем цвете и с мягкими креслами в компоновке 2+2. Первая партия из четырех составов также была собрана в Швейцарии и предполагала четырехвагонный вариант, вторую пятивагонную с компоновкой кресел 3+2 собирали в польском Седльце — в сумме получилось 10 поездов.

Все 16 красных и синих «штадлеров» приписаны к минскому депо Северный и работают на маршрутах — пригородных и межрегиональных — связывающих столицу с другими населенными пунктами страны.

Синие электрички модели ЭПр обслуживают направления Минск — Орша четырежды в день и Минск — Калинковичи дважды в день. В системе продаж билетов этим поездам чаще присвоены номера 8xx:

Поезда, связывающие столицу и областные центры, имеют номера 7xx и обслуживаются поездами более высокого класса, а именно Stadler Flirt G (в классификации БЖД ЭПм). Они зеленого цвета, два имеют составность 7 вагонов, остальные 10 пятивагонные (и все пятивагонные, к слову, поставлены в период 2020-2022 годов, то есть совсем новые). Локализация и сборка машин происходила в Фаниполе на заводе Stadler.

Эти поезда дороже и заметно более комфортные, чем красные и синие. Широкие кресла, кое-где кофемашины, вместительные полки для багажа — я их люблю больше всех.

Четырежды в день они бегают в Гомель и обратно, пять раз в Брест. По одной нитке в Гомель и Брест у синеньких «штадлеров», которые также имеют номера 7хх. Различить их легко по стоимости: зеленые дороже.

Помио электричек БЖД закупала дизель-поезда. В Беларусь приехало 13 составов в период 2014-2020 годов, поставщиком выступило польское предприятие PESA: Белорусская железная дорога получила семь трехвагонников модели 730М/731М и шесть шестивагонников модели 760М (в классификации БЖД они обозначены как ДП3 и ДП6). Три состава приписаны к могилевскому депо, остальные в Минске.

Дорога ставит эти составы на те направления, где нет электрификации. В частности, поезда ходят из Минска в Могилев дважды-трижды в день в зависимости от дня недели, трижды в день в Витебск, один раз в день в Полоцк и по отдельным дням в Пинск. В Гродно, увы, нет.

Кроме того, ДП3 ежедневно работает на маршруте Могилев — Полоцк.

Маршруты с этими поездами также имеют в системе продаж билетов номера 7хх-8хх.

Наконец, в 2012-2013 годах БЖД закупила шесть одновагонных рельсобусов модели 620М той же PESA:

Три из них отправились служить в Могилев, а три в Калинковичи. Калинковичские работают на локальных пригородных маршрутах до Хойников и Словечно. Могилевские бегают в межрегиональном режиме в Гомель и Солигорск. Вроде были еще какие-то… Но в зимнем расписании их сейчас нет.

Подытоживая. Белорусская железная дорога на верном пути. Очень не хватает современных дизель-поездов в Гродно (маршрутки зло), хочется и другие направления в глубине страны, например Гомель — Пинск и Брест — Пинск. Одновагонные, кажется, были бы актуальны из Могилева в Кричев, из Гродно в Барановичи и/или Молодечно. Возможно актуальным был бы трехвагонник Гродно — Витебск.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎