Пятерка самых глухих участков Белорусской железной дороги, где можно проехать пассажиром

Пятерка самых глухих участков Белорусской железной дороги, где можно проехать пассажиром
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

К сожалению, я уже давно объездил все существующие участки Белорусской железной дороги с пассажирским движением. И даже несколько таких, где оно было, да сплыло (в Шестеровку, до платформы Учитель, в Берестовицу и Национальный аэропорт). И даже немного завидую тем, у кого такой квест еще впереди, особенно если остались необъезженными ветки, требующие определенной логистической подготовки. Места, где поезда ходят реже обычного или совсем редко. Я подобрал для вас пять таких участков в пределах Беларуси, чух-чух.

Если вы не знаете, как выглядит сеть железной дороги в Беларуси или любой страны мира, рекомендую использовать сервис OpenRailwayMap, поддерживаемый энтузиастами, — наиболее полную карту рельсовых систем планеты всех колей и форматов. Да, этот сервис не отображает наличие конкретно пассажирского движения, таких карт вообще не существует, нужно просто знать.

Я возьму для поста схему, опубликованную в Википедии. На ней и покажу участки, где реже всего пробегают поезда:

Глухота ветки оценивалась по числу поездов в одну сторону за календарную неделю, потому что не все из приведенных пропускают поезда хотя бы раз в день, бывает и реже.

Осиповичи — Гродзянка: 9 рейсов

Тупиковая линия, отпочковывающаяся от магистрального хода Минск — Гомель в районе станции Верейцы. Единственное место в стране, где ходит грузопассажирский поезд, то есть состав, собранный одновременно и из пассажирских, и грузовых вагонов.

Сейчас состав отправляется в путь ежедневно в 20:57 и прибывает на конечную в 22:34, оставаясь там на ночевку. Обратно он едет ранним утром. По выходным дням открывается вторая нитка, рейс в 9:41 из Осиповичей — когда-то он тоже был ежедневным. Может, вернут частоту в летнее время.

О поездке в Гродзянку у меня есть очень старый пост в блоге.

Воропаево — Друя: 7 рейсов

Линия-аппендикс Воропаево — Друя отходит от аппендикса Крулевщизна — Лынтупы в Поставском районе, проходит через Шарковщинский, Миорский и упирается в границу Латвии. Одно из моих любимых мест в стране:

Здесь нет пригородного движения, но в ходу ежедневная группа вагонов Витебск-Друя. По выходным дням к ней прицепляют группу из Минска. Отдельный пост о такой поездке был в блоге: так как расписание предполагает движение ранним утром туда и вечером обратно, путешествие в светлое время суток возможно только в самые длинные дни года.

Бронная Гора — Белоозерск: 7 рейсов

Еще один аппендикс, теперь от магистрального хода Минск — Брест: он начинается на станции Бронная Гора и заканчивается в моногороде Белоозерск, спутнике крупной ГРЭС.

Если не жить в Белоозерске, то поездка по линии выглядит крайне нетривиально из-за необходимости ночевать в этом городе. Пригородный дизель-поезд сообщением Брест — Белоозерск отходит от Горы в 22:18 и прибывает на конечную станцию в 22:44, обратный же рейс начинается в 5:35. Кроме того, для поездки в светлое время года требуется выбирать длинный летний день.

Отдельный пост о белоозерской ветке также был.

Полоцк — Алеща: 1 рейс

С зимнего расписания 2022/2023 годов на участке от Полоцка до границы России (станция Алеща) остался всего 1 поезд в неделю по субботам. Это так называемая Бологое-Полоцкая или Бологое-Седлецкая дорога, которую я объездил по всем трем странам следования, но разными кусками. Например, пост из Тверской области.

Линия умирает уже давно. Здесь мне еще удавалось проехать сквозным поездом Великие Луки — Полоцк, потом осталось движение с обеих сторон только до границы, теперь оно совсем редкое и у нас, и у россиян.

Заольша — граница РФ: по назначению

От Витебска до крайней станции в Лиозненском районе Заольша дизель-поезда ходят каждый день. А вот дальше — до Смоленска — они давным-давно отменены (хотя я ездил еще в студенческие времена семьсот лет назад). Между поселком Заольша и границей Российской Федерации полтора километра пути:

Здесь еще недавно ходил дальний пассажирский №39 Полоцк — Москва, но теперь он №239 и назначается только на большие выходные — к Новому году, на Пасху и так далее. Та же история с поездом №229 Витебск — Смоленск: в этом году он еще проедет 23 февраля, 29 апреля, 6 мая и 4 ноября. Другими словами, вот этот кусочек в сети БЖД между станцией Заольша и границей теоретически можно проехать, но крайне редко.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎