Из всех бывших советских республик Беларусь, кажется, дольше всех сохраняла трансграничное движение по железной дороге в формате пригородных поездов. Вплоть до начала пандемии коронавируса дизели ходили по трем маршрутам в Украину, по двум в Россию и одному в Польшу. Может, что-то и вернулось бы, но дальше началась война. Впрочем, не восстановлено движение и в российские Красное, Рудню и Сураж, где формально никаких препятствий. В общем, все: теперь из Беларуси не выедешь за границу самым дешевым способом. Уже давно нельзя составить цепочку расписаний состыкованных электричек и проехать, скажем, из Минска до Москвы, а времена, когда так можно было сделать с Вильнюсом или Ригой, помнят только очень старые люди. Я напомню.
«На перроне Вильнюсского вокзала вздыхает, встречая каждого пассажира, гордый красавец дизель-поезд ДР1А-275. Это готовится к отправлению на Гудогай пригородный поезд №242. Очередной из нескольких тысяч поездов, которые провел за свой трудовой стаж машинист локомотивного депо Вильнюс Владас Дикчюс. Не счесть все километры днем и ночью летящих навстречу перегонов на участках обращения поездов от Вильнюса до Турмантаса или Марцинкониса, до Стасилос или заграничного Гудогая. Не вспомнить все деревушки и хутора, промелькнувшие в свое время мимо, когда работал Владас и на более длинных участках от Вильнюса до Друскининкай или Шештокай, до белорусского Минска, латвийского Даугавпилса, польской Сокулки или российского Калининграда. На венгерских дизельных поездах серии Д1 и на латвийских — серии ДР1А… Движется поезд по расписанию, строго выдерживает машинист перегонные времена хода. Только вот досада: в Кене пограничная полиция и работники литовской таможни не уложились в предусмотренные расписанием 10 минут стоянки. Отправились с опозданием в 11 минут. До конечной станции нагнать удалось только 5… В Гудогае после высадки пассажиров — смена кабины управления, и обратный рейс номером поезда 243. Домой. И опять глотает перегоны хищно свистящий дизель-поезд, послушный укротителю, машинисту Владасу Дикчюсу. Который давно уже понял, что счастье не только, когда спешишь из дому на работу, но и наоборот, — когда спешишь с работы домой», — писал в своем эссе публицист Эрнест Стефанович. В нем он упоминает не только белорусский Гудогай, но и польскую Сокулку, куда пригородным поездом нужно было ехать через две государственные границы — белорусскую и польскую!
Дизель в Гудогай ходил до 2003-го года, то есть практически до вступления Литвы в Евросоюз и, соответственно, усложнения визовых процедур. Это был последний гейт, через который проникал пригородный поезд от наших северо-западных соседей. В 2000-м прошли последние составы по ветке Поречье — Друскининкай, в 2001-м было закрыто движение на участках Пабраде — Лынтупы и Годутишки — Диджясалис, в 2002-м в последний раз пробежал пригород из Вильнюса в Гродно через переход в Марцинконисе. Вероятно, еще раньше был отменен дизель на линии Вильнюс — Беняконе — Лида — в доступных мне расписаниях в 1996-м он еще существует, а в 2002-м уже нет. Данные за годы внутри указанного периода отсутствуют.
С Латвией было все намного быстрее. Единственный переход по станции Бигосово в Верхнедвинском районе на линии Полоцк — Даугавпилс перестал принимать пригородные поезда еще в 1994-м году. Литва обрезала убыточные пассажирские перевозки самыми варварскими методами, так что заход дизеля в соседнюю страну был заранее приговорен.
Польша действовала разнонаправленно. Во-первых, с этой страной у Беларуси есть два перехода в Свислочи и Берестовице, где никогда не было пригородных поездов. Относительно долго держался рельсовый вагончик на переходе из Высоко-Литовска в их Черемху — он был отменен только в 2011-м году. А до начала пандемии ходил легендарный подкидыш Брест — Тересполь:
С Украиной у Беларуси семь железнодорожных переходов, два из которых находятся на изолированной от белорусской сети ветке из Чернигова до атомной станции в Припяти (отдельный пост об этом). На этой ветке один из переходов оказался в пределах зоны отселения после аварии на ЧАЭС, поэтому перестал действовать для обычных пассажиров еще в 1986-м году, хотя продолжал работу до 2022-го года в служебном режиме. Второй переход в Брагинском районе до станции Иолча в одноименном агрогородке Брагинского района принимал один поезд в неделю из Чернигова до начала пандемии.
Пандемия также обрубила ежедневные дизель-поезда через границу на участках Брест — Ковель и Лунинец — Сарны. А вот на остальных переходах наиболее дешевые пригороды уступили место обычным пассажирским поездам еще раньше. В 2002-м году исчезла возможность проехать из белорусского Словечно в украинский Овруч, а в 2003-м на обеих ветках из Гомеля на юг — в Чернигов и Щорс (теперь Сновск).
С Россией у Беларуси также семь переходов и они также проявляли свою пригородную сущность по-разному. Раньше других, в 2001-м году, скончался тот, что расположен на линии Кричев — Рославль. Сейчас на ней только спорадическое лесовозное движение и только по белорусской стороне. В 2007-м исчезли дизели от Витебска на Невель, в 2014-м перестали ходить через границу пригородные поезда между Добрушем и Злынкой, а также Алещей и Невелем. Наконец, беспощадный 2020-й добил остальное: на российские Рудню (линия Витебск — Смоленск), Красное (Орша — Смоленск) и Сураж (линия Кричев — Унеча).
Ну и общая карта в довесок:
Больше из Беларуси пригородными поездами выехать за границу нельзя.