Я люблю мечтать о том, как отправлюсь в какое-нибудь очередное путешествие, поэтому частенько ковыряюсь в разных сайтах на предмет цен тех или иных перевозчиков. Ну и, ковыряясь в очередной раз в базе Российских железных дорог, мне вдруг стало понятно, что на маршрутах, совпадающих у них с маршрутами поездов формирования БЖД, цены вообще не совпадают. Даже не просто не совпадают: простая пересадка, например, в Москве поможет сэкономить иной раз до 150 (!) рублей на одном билете. Показываю.
В Россию поезда БЖД идут по нескольким основным направлениям. На севере крайней точкой является Мурманск — все просто. На восток тянется несколько маршрутов: самая крайняя у маршрута Брест/Минск — Новосибирск (через Нижний, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень и Омск); есть также направление на Челябинск для поездов Брест — Караганды и Минск — Казань (они вместе идут по нитке через Тулу, Пензу, Сызрань, но затем их пути расходятся: первый катит на Самару, Уфу и Челябинск, второй на Ульяновск и Казань); есть экзотический поезд Барановичи — Саратов через Брянск, Липецк и Тамбов.
На юг уходят поезда до Адлера, Анапы и Минеральных Вод, а на участке от Брянска через Липецк, Воронеж и до Ростова их маршруты совпадают. Далее первый уходит на Краснодар и Сочи, второй Краснодар и Анапу, а третий на Минводы.
У таких поездов, где часть маршрута совпадает, одинаково все — и время отправления, и время прохождения станций. Различаются конечные пункты, дни курсирования, но не более. В железнодорожной отрасли подобное решение называется «ниткой» — стабильной неизменной программой движения конкретного состава с конкретным расписанием. Под него в депо формируются локомотивы и бригады, и по сути им все равно, какой поезд они тянут.
Зачем это все знать? :) А знать полезно потому, что неизменность «ниток» позволяет легко делать пересадку в крупных узлах на поезда РЖД и экономить, пока Белорусская железная дорога выходит дороже. Дороже она, кстати, вполне ожидаемо, ведь, отправляя составы в другую страну, фактически арендует тяговые мощности другого перевозчика, а также его инфраструктуру (рельсы, шпалы, до та се).
Разумеется, для поездов на север нам важен узел Санкт-Петербурга, а на восток и юг — Москва. Тем более что в белорусских реалиях пока еще почти не встречаются динамические тарифы и стоимость плацкартного билета на большинство поездов неизменна: на Питер 80 рублей 90 копеек либо 81 рубль 99 копеек, на Москву 74 рубля 98 копеек. Для удобства я буду считать 82 рубля ровно и 75 рублей ровно.
С купе вся картина получается иной, хотя и с купе можно нормально сэкономить. Тарифы на купе перевозчики формируют без указки властей, а исходя из своих затрат. Также надо знать, что у РЖД есть сезонные колебания цен (коэффициенты): август, например, дороже остальных месяцев, так что экономия будет уменьшаться.
И последний нюанс перед расчетами. Билеты на поезда РЖД можно спокойно покупать хоть на сайте БЖД, хоть через интернет — на белорусском ресурсе (в белорусских рублях) или российском (в российских). Никаких ограничений на этот счет нет.
Итак, едем в Мурманск.
Садимся на поезд до Петербурга в 18:43 (ежедневно) и приезжаем в Питер на утро в 7:55 на Витебский вокзал. Потратили мы 82 рубля.
Теперь в метро и на Ладожский вокзал. Там есть ежедневный поезд №16 Москва — Мурманск в 9:50. Приезжает он на конечную станцию через сутки в 11:24. Самое дешевое место в плацкартном вагоне стоит всего 50 рублей и 30 копеек (это будет боковушка, цена справедлива для покупки за месяц до поездки), но если их разобрали (а их быстро разбирают), то небоковое место отдадут за 71 рупь.
Итак, билеты в сумме будут стоить 132 или 153 рубля.
Сколько же стоит прямой из Минска в Мурманск в плацкарте? Сто девяносто шесть!
Экономия выходит даже если в Питере пересесть в купе — верхнюю полку отдадут за 103 рубля, в сумме выйдет 185.
Но и это еще не все. Без пересадки потратить на дорогу придется 44 часа, а с пересадкой 40 часов и 40 минут.
Теперь съездим в Сочи не по конским тарифам БЖД. Самый дешевый вариант, который они могут предложить, это 180 рублей за боковуху.
Вместо этого едем в Москву за 75, прыгаем в метро и получаем разные варианты, в том числе верхнюю полку в купе за 51 рубль (опять же — речь про динамический тариф и покупку заранее):
Кстати, есть поезд №8 Брест — Москва за 71 рубль 69 копеек. У него «небелорусский» тариф потому, что это поезд опять же российского формирования. То есть экономия при поездке вагонами РЖД выходит даже на участке для Минска. Я в общих расчетах этот состав не учитывал, так как с него не всегда удобно перескакивать дальше.
Что вышло с маршрутом в Сочи. В некоторые дни в Сочи можно приехать даже за 126 рублей — никаких особых танцев с бубном, даты легко подобрать (танцы с бубном позволят и за 122). Единственное неудобство: выйти на Белорусском вокзале в 7 утра, переехать на Казанский и подождать несколько часов до следующего поезда.
Затраты по времени. Прямой поезд из Минска в Сочи займет 50,5 (!) часов, с пересадкой с учетом всех перепрыгиваний и ожиданий 39.
Ну и Новосибирск, чтобы окончательно вас убить. Прямой поезд из Минска сожрет 336 рублей минимум.
Жестоко!
Едем в Москву и выбираем плацкарт от 101 рубля:
Итого 176 против 336 — экономия почти 50%. Если очень-очень порыться, то иногда попадаются билеты до Новосиба из Москвы за 99 рублей, а купейные начинаются от 138.
А вот со временем сэкономить почти не получится, разве что несколько часов.
Да, я, конечно, смотрел талоны во Владивосток. От 202 рублей из Москвы.
БЖД, ты просто космос.