Палю красивый чекин — географический центр Беларуси. Это не фейковая точка для привлечения туристов, а научно обоснованный и математически выверенный факт: центр нашей страны находится в координатах 53°31’44,54″ северной широты и 28°02’41,90″ восточной долготы. По факту это всего лишь 70 километров от Минска и абсолютно доступное место, даже на общественном транспорте. Поехали.
Центр Беларуси находится в чистом поле, которое время от времени засеивают чем-нибудь съедобным. Зимой, говорят, дойти до знака невозможно из-за снежных заносов, а весной, поди, весь измажешься в плодородном слое почвы.
Ближайший населенный пункт — деревня Антоново Пуховичского района. До райцентра отсюда километров 6-7.
Лучший способ добраться на общественном транспорте предлагает Белорусская железная дорога. На расстоянии 2,8 км центра Беларуси находится платформа Вендеж, где часты электрички из Минска и обратно.
Карта Яндекса показывает возможность дойти пешком до центра за полчаса. Но не все так просто, а именно — вот в этом допущении сервера о возможности без каких-либо проблем пересечь мелиоративный канал:
Его нельзя пересечь, я говорю сразу. Говорю я это познав всю боль открытия в момент, когда до центра Беларуси оставалось 200 метров от силы, и когда стало понятно, что реально мне нужно пройти еще несколько километров до ближайшего моста, а потом вернуться обратно.
Впрочем, зато я разведал короткий путь на обратной дороге.
Итак, платформа Вендеж. У меня было полтора часа между электричками, и я рассчитывал не особо спеша сходить к знаку и вернуться обратно, насвистывая веселую песенку.
От платформы в сторону знака уходит широкая тропа. Это путь дачников к садовому товариществу у Антоново.
А это кадр от моста над каналом в сторону платформы. Слева на заднем плане виден железнодорожный мост через канал:
Схожу с пути дачников и углубляюсь в пространство Пуховичского района. Еще один взгляд назад:
Широкая было дорога превращается сначала в узкую тропинку, а затем почти неиспользуемую колею, идущую по насыпи между каналом и полем:
Важный участок: в какой-то момент канал раздваивается, и колея остается на перешейке между двух искусственных речек. В этот момент надо сойти с колеи и пойти по кромке поля, находящегося справа по ходу движения. Этого я и не знал!
Канал расширяется до полноводной реки. Перейти такой можно разве что в забродниках, хотя я еще не чувствовал опасности — карта ведь явно показывала возможность дойти до геодезического знака :)
Но по факту оказалось, что пересечь канал невозможно, а ближайший мост в полутора километрах. Таким образом мой путь до знака удлинился сразу на 2,2 км.
Вот и мост: он расположен на какой-то местной грунтовой дороге.
Я дошел до изгиба грунтовки и повернул в поле. К знаку по полю ведет вытоптанная или высохшая борозда. Вероятно, здесь когда-то была тропинка, но ее раз за разом перепахивают на нужды народного хозяйства.
Вот и знак :) Полная победа!
Я намутил пару сэлфачей, бросил прощальный взгляд на знак и поспешил на электричку. Вариант был такой: либо я успеваю на изначально выбранный поезд, либо зависаю в Вендеже и в конечном итоге опаздываю на родительское собрание в школе. Страшная перспектива.
Обратный путь я проделал с внутренней стороны поля, на другом берегу канала. Мне страшно повезло: через очередной рукав был перекинут бетонный мост времен царя Гороха:
Но в качестве компенсации мне была ниспослана свежая пашня и утопающие в ней кроссовки. Думаю, пульс был под 150.
Место исчезновения канала, которому я не придал значения по дороге туда:
А это пожелтевшая лесополоса вдоль железной дороги за пять минут до прибытия электрона на Минск.
На школьное собрание успел четко в расписание.