Как проехать 100 километров на велосипеде и не умереть? Что чувствует задница на длинных перегонах (и чувствует ли она что-либо вообще)? Как строить маршруты по городу и за городом? Что есть и пить? Какими приложениями пользоваться для записи треков?.. В интернете написаны тысячи статей на эту тему, но мне еще не попадалось ни одной, которая написана от лица чувака, которого сложно в полной мере назвать велосипедистом. Таким как я :) У меня скрипит цепь, я только вчера узнал, что сиденье можно настраивать не только по высоте, но и наклону, а названия технических деталей велосипеда мне вообще ничего не говорят. В среднем я катаю в неделю по 200 километров и могу давить сотку со скоростью 20-22 километра в час, оставаясь в меру упитанным (не)молодым человеком. Оказалось, в общем, что научиться выезжать на далекие расстояния можно любому — потому что если могу я, то могут все. И сегодня, вернувшись из 240-километрового похода по Витебской области, я расскажу всю правду.
Велик у меня самый простой. Базовая модель Giant Revel 1, подаренная мне друзьями на 30-летие еще в 2012-м году. Такие уже даже не выпускают, хотя все «горники» более или менее схожи между собой. 24 скорости, 26 дюймов колеса, 14 кило веса, даже не дисковые тормоза. Короче, это не машина для установления рекордов, а такой типичный «матрасник», бывший очень популярным типом велосипеда на протяжении многих лет. Сейчас трудящиеся разумно учатся отказываться от тяжелых «горных» велов, осознав, наконец, что в Беларуси нет гор, и пересаживаются на более практичные модели.
Когда мне подарили велосипед, я мог проехать на нем… ну, 5 километров. Даже отбросив боль в заднице — я реально уставал от пятерки и шел домой отдыхать. Веснянские горки зачастую «брал» только пешком, а выезд в город на ТО после покупки планировал за несколько дней до. Кое-как сподобился.
В этом году я впервые проехал 50 километров вокруг Минского моря и чуть не умер. Потом проехал 70 вокруг Минска и чуть не умер. Проехал 80-километровый маршрут Молодечно — Минск и чуть не умер! Наконец сделал сотку и… готов был накатить еще полтос :) Съездил в трехдневный велопоход, где было по 70-90 километров ежедневно. Устал, но не сказать, что катастрофически. Короче, научился ездить на далекие расстояния, о чем если не мечтал, но чего сильно хотел.
Оставаясь при этом довольно толстеньким блогером, что немаловажно. Будучи физически неподготовленным и с ЗОЖем далеко не на «вы» всю свою жизнь.
Думаю, мой конкретно непрофессиональный опыт будет полезен таким же непрофессионалам, которые плевать хотели на настройку наклона кресла и понятия не имеют, как и что устроено в велосипеде. Я собрал этот опыт в самые острые вопросы, волнующие любителей покатушек, разбавив его фотографиями Чашников, где наша тургруппа останавливалась на перекус по пути в Сенно.
Самой большой проблемой, мешавшей мне катать расстояния и брать горки, была даже не боль в заднице и не ноющие мышцы бедер на утро, нет. Афедрон перестает вопить о спасении уже после трех-пяти выездов даже после долгого перерыва на зиму, а после теряет всякую чувствительность. Его можно разве что натереть неудобным бельем и только.
Труднее всего оказалось преодолеть «затекающие» ноги при напряжении. Знаете, когда вкатываешь на горку, а ноги словно становятся ватными и в упор не хотят крутить. Им не хватает кислорода, так как полуживые мышцы от многолетнего сидения в офисе превратились в желе. Вот это ощущение проходит, ну… на тысячном километре. Мясо наконец-то разрастается и в какой-то момент горки перестают вызывать столько вопросов. Главное давать ногам отдыхать день, два, три и не рваться в бой, а увеличивать маршруты постепенно. Двадцать, тридцать, сорок километров да так, чтобы было на что посмотреть по сторонам. Тупое вкручивание педалей быстро надоедает и демотивирует. Велик прикольный от того, что сочетает в себе посильную физнагрузку и пищу для мозгов.
Агрогородок Холопеничи. Циклопические развалины православного храма:
Я «пристрелялся» к Минску и обнаружил, что он довольно быстро заканчивается. За сезон реально побывать чуть не в каждом дворе города, но какой от этого прок? Поэтому мой интерес закономерно переключился на пригород. Велосипед можно возить в электричках, а можно и своим ходом выезжать, возвращаясь также на двух колесах.
Выносливость на велосипеде растет очень быстро. Говорю не для красного словца: реально легко прибавляется по 10 километров каждую неделю. Для себя я делал пометки, на каком километре начинаю чувствовать усталость. Было и 30, и 40, и 50. Сейчас усталости как таковой не осталось вообще, но внезапно оказалось, что долгое катание на велосипеде неслабо так прибивает психологически. То есть ехать очень долго тупо скучно. Ну, у меня все решается просто: не нравится — слезай и отдыхай. И это тоже мой совет.
На пути в Лепель и Чашники:
Крайне важно разобраться с передачами. В них кроется многое! Обычный мой режим в городе: 2/5 на коротких расстояниях, горках и забитых людьми тротуарах. Если есть возможность разогнаться, то хватит 2/6, но иногда можно включать и 2/7. Это самые эффективные и щадящие режимы передвижения по улицам.
На трассе 2/7 становится основным щадящим режимом, 2/8 позволяет чуть-чуть полихачить на протяжении нескольких километров (10-15 и потом расслабиться), а 3/8 я включаю с горок и на идеальном покрытии. Важный момент: как бы ни казалось легко крутить педали на самой высокой передаче, она моментально высасывает энергию из организма. Пользоваться ей нужно очень аккуратно.
В центре Чашников:
Интернет забит информацией о важности питья во время езды. Тут многое зависит от температуры воздуха. Рост температуры воздуха сказывается на расходе воды прямо в геометрической прогрессии. Я не езжу при температуре выше +27, мне просто нужно тащить за собой цистерну. Оптимально катать в безветреную солнечную прохладную погоду, но где такой наберешь?
Так вот, про питье пишут в проекции на колени. Типа если не будешь пить, то коленям капец и ты умрешь инвалидом в муках. Думаю, здесь больше страшилок, чем правды. Пить надо столько, сколько хочется, организм сам подскажет, когда и в каком объеме. У меня никаких проблем с коленями нет.
Столб у исполкома в Чашниках:
Выстраивая маршруты, следует помнить, что вокруг Минска есть районы, где наблюдаются значительные перепады высот, а, значит, катить будет тяжелее. Дзержинский район, Молодечненский, Логойский и Смолевичский — тяжелые, Пуховичский, Червенский — значительно легче.
Для построения маршрутов я использую приложение Strava, оно умеет и треки писать, и это социальная сеть, где куча белорусов. При построении маршрута Strava показывает, какую общую высоту придется набрать во время поездки. Здесь простая арифметика: на 10 километров 100 метров подъема — это уже довольно утомительно.
Чашникщина:
Велодорожек за пределами Минска исчезающе мало, поэтому не обойтись без выезда на трассы. Стоит сразу забыть про трассы М и загруженные Р (хотя полно людей, которые ездят по ним — Р23, Р28, Р65, Р40 и другие). Лучший вариант пустые «эрки» и асфальтовые «энки», то есть местные. Машин мало, подъемы как правило крутые и короткие, а не выматывающе пологие и длинные.
Тяжелее всего с грунтовками. Абсолютное их большинство покрыто рябью, многие присыпаны слоем песка. Есть хорошие, но мало. Избегайте грунтовок.
Ночевка в гостинице Сенно:
Если поездка на велосипеде мотивирует, кажется интересной, то расстояния начнут расти сами собой — ты просто начнешь к ним стремиться. Во многом в этом помогает упомянутое приложение Strava. В платной версии оно умеет рисовать карту всех твоих поездок (есть сторонние бесплатные приложения для этого), а также собирает множество самой разной статистики из откатанных маршрутов.
С собой еще важно иметь немного высококалорийной углеводной пищи. Сникерс придумали боги! Одна порция этой шоколадки дает отличную порцию энергии. Вкатываешь почти сразу быстрее :) Пить лучше минералку, но можно и сладкую газировку если хочется.
Никаких нечеловеческих усилий для преодоления и 50, и 100 километров на велосипеде не нужно. Нужно несколько месяцев «тренировок» (то есть катаний в удовольствие). Это не подвиг, но это невероятный кайф.
Удачи.