1 февраля 1985 года из минского аэропорта вылетел самолет «Аэрофлота» рейса 7841. В небе он пробыл всего 100 секунд: буквально сразу после взлета отказал один двигатель, потом второй, и капитан принял решение об аварийной посадке. Без вариантов: на густой лес в районе деревни Нежевка Червенского района. Чуда не произошло, хотя и тот факт, что в этих обстоятельствах выжило 22 из 80 человек, уже можно считать чудом. Жесткая посадка, пожар и очень долгое ожидание помощи в этом медвежьем углу унесли жизни большинства пассажиров и членов экипажа. На месте катастрофы установлен памятный мемориал и оставлены элементы обшивки самолета, но так как место действительно очень труднодоступное, добираются до него разве что родственники и свидетели трагедии, а также немногочисленные журналисты, время от времени вспоминающие события 34-летней давности. Я решил попытаться пробраться к мемориалу и с трудом, но сделал это. Сейчас вы поймете почему.
Официальной причиной отказа обоих двигателей считается попадание в них кусков льда, но комиссия, занимавшаяся расследованием, природу этого льда не выяснила — самолет был исправен, взлетал с обработанным фюзеляжем и включенной антиоблединительной системой. Юридическую ответственность за катастрофу никто не понес. В интернете довольно много информации о рейсе 7841, есть относительно свежие воспоминания второго пилота и пассажиров, а также статья в Вики. Кому интересно, все доступно по самым очевидным поисковым запросам.
Выезжали мы от станции Жодино, прибыв туда в 8 утра. Для этого пришлось очень рано просыпаться и затемно гнать на вокзал велосипед.
До Нежевки дорога показалась несложной: с небольшими перепадами высот, чаще с асфальтом, чем с грунтом, поэтому ехали быстро и с песнями.
Но на последнем перегоне до искомой Нежевки стали попадаться самые сложные участки, которые только могут попасться велосипедисту: богато присыпанный песком грейдер. Сухая погода превратила его натурально в пыль, в которой моментально вязли колеса.
Впереди Нежевка:
Самолет «Аэрофлота» упал в нескольких километрах на северо-восток от деревни в координатах 53°52′44″ с.ш. и 28°11′42″ в.д. Казалось бы, что сложного в том, чтобы в центре страны в получасе езды на машине от Минска добраться до какой-либо точки?
На самом деле ситуация к югу от аэропорта Минска сложилась по-своему уникальная. До 2016-го года здешние пространства почти полностью покрывал лес, на значительной части ненаселенный вовсе — ни деревень, ни хуторов, ни сельских хозяйств. По лесу были проложены плохонькие дороги для спецтехники и только. К сожалению, дороги мало того, что не полностью нанесены даже на Open Street Map, они еще и быстро разрушаются.
В июле 2016-го значительную часть леса подчистую слизал ураган. В итоге разрушенная экосистема самым печальным образом сказалась на тех и без того абы каких дорогах. Почвы быстро деградируют, происходит их дальнейшая эрозия и в итоге они хаотично зарастают и опять же превращаются в мельчайший песок.
Выезд из Нежевки в сторону бывшего лесного массива:
Редкий здешний путник будет награжден постапокалиптичными видами, достойными полотен лучших мастеров декаданса:
Так как ни одна из карт не давала точного ответа, какой тропинкой можно добраться до мемориала, мы приняли решение идти под ЛЭП. Внизу вдоль опор проложена технологическая дорога, которая поначалу была очень ничего, но…
Примерно за 800 метров до нужных координат дорога стала влажной, кочкообразной, поросшей мхом, черникой и даже брусникой. Болото. По старым гатям с велосипедами еще получилось продвинуться метров на 50 дальше, но затем началась и вовсе открытая вода. Пришлось ретироваться.
Со второй попытки решили действовать с максимальным использованием тех тропинок, которые рисовал Яндекс.
Красным выделена существующая и нанесенная на карту дорога:
Прерывистая линия показывает дорогу к мемориалу, которой на карте нет. По большому счету и дороги там тоже нет, это скорее направление с еле различимыми колеями, поэтому в какой-то момент мы потеряли ее из виду и пошли напролом к точке. Повезло, что Вики не соврала насчет координат: метров за 50 мелькнул металлический крест — путь был верным.
Говорят, на месте катастрофы особо не спешили подчистую убирать обломки самолета, и их находили здесь еще несколько десятилетий. Сейчас, наверное, это маловероятно, хотя вот какая-то железяка валяется…
Мемориал представляет из себя бетонную чашу с установленным внутрь гранитным камнем и именами всех погибших. Вокруг него два ряда столбиков, похоже, символизирующих 58 жертв катастрофы. В чаше лежат обломки обшивки, лежат цветы.
Для сравнения как это место выглядело до урагана:
Обратно в деревню мы выбрались значительно быстрее, но песок и болото вытянули все силы. Правда, это не отменяло необходимости крутить педали до станции Руденск еще полсотни километров.