Пост про выборы, но не про Лукашенко

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Какое-то время я вынашивал в голове текст про любителя «совка», который проживает один день по-советски, по-социалистически. Как вытирает утром задницу газетой «Труд», потому что туалетная бумага страшный дефицит; как включает за завтраком телек и щелкает все три канала в поисках чего-то интересного; как едет на работу в битком набитом автобусе, потому что очередь на машину подойдет еще через 17 лет; как отбивается от подсиживаний хамоватого коллеги, которому хочется новой должности, а мозгами природа не одарила; как смотрит в глаза уставшим детям, давно не видевшим сладкого, ведь из сладкого остались только репортажи об успехах коммунистической модели общества. Но потом подумал, что все это не раз уже написано-переписано, и кому хочется крепкой руки, тот все так же будет о ней мечтать, невзирая на опасность до конца своей жизни мыться хозяйственным мылом. Так этот пост переродился в текст о фундаментальном праве и важной потребности человека иметь выбор. Выбор, которого в «совке», конечно же, не было по объективным причинам.

У меня в шаговой доступности три продовольственных магазина. Среднего формата «Радзивилловский» и «Евроопт» и большой гипермаркет ProStore в «Арене-Сити». Все со своими особенностями: так, первый раньше был крутым частным продмагом, где всегда были качественные продукты и широкий их выбор. После перехода в коммунальные ручонки «Радзивилловский» заметно сдал, но остается основным местом для покупок, если покупки эти «по дороге домой».

В «Евроопт» я почти не хожу. Выбор скудный, продукты так себе, иногда залежалый товар. Дальше всех находится ProStore, но хожу я в него чаще остальных. У меня даже есть их накопительная карточка, по которой можно оценить масштабы закупок в течение года.

При этом набор продуктов практически не меняется. Я «прикипаю» к каким-то определенным товарам и маркам (и вообще был бы кладезем полезной информации для любого FMCG-маркетолога) и покупаю их из года в год. Безусловно, от каких-то товаров со временем отказываешься по тем или иным причинам, находишь новые, пробуешь что-то неизвестное. Я вообще любитель исследовать, но в целом, как показывает практика, консервативен в своем выборе.

При этом я предпочитаю, чтобы выбор был. Я сознательно хожу в гипер, чтобы покупать одно и то же, но чувствую себя комфортно только тогда, когда имею возможность «соскочить» — взять и купить хлеб не «Водар», а другой. Конечно, ничего подобного не прокручивается в голове, но профессия научила меня быть наблюдательным и честным по отношению к самому себе.

И я бьюсь об заклад, что абсолютное большинство людей поступает точно так же: ходит в магазин за одними и теми же продуктами, но получает удовольствие от права выбора. Наверное, на этот счет давно уже проведены какие-то исследования и опытный менеджер от торговли получше меня понимает механизмы привлечения покупателей, однако что-то мне подсказывает, что в гипермаркете немалая часть прилавков — чистая декорация.

«Совок» на том и погорел, что не оставлял выбора своим гражданам. Отдыхать, так в Крыму, а не на Гоа; смотреть кино и слушать музыку, так только одобренную худсоветом во главе с опытными культработниками; покупать одежду, так нашу крепкую советскую одежду, а не брендовые джинсы с мелкобуржуазным душком. Во второй половине 80-х хватка советской власти по недосмотру была чуть ослаблена, и народ тут же принялся реализовывать свое право на выбор. От быта до политики: кто-то побежал за югославскими сапогами, другой решился снимать «Ассу», третьи взялись выходить из состава СССР.

Но я обещал не тыкать палочкой в сталинофилов.

Мы стали выстраивать вокруг себя гипермаркеты чего угодно. Дома у нас телевизор с гипермаркетом фильмов, которые мы никогда все не пересмотрим; интернет-сервисы дают нам доступ к терабайтам мелодий, которые мы никогда не переслушаем; в эппл сторе столько игр, что в них не переиграешь до пенсии — да и не хочется.

Декорации нужны не только для создания зоны комфорта. Без декораций нам сложно сделать «выбор» — купить то, что уже давно опробовано и зарекомендовало себя. Кроме того, декорации остро необходимы для создания качественного продукта, чтобы клиенту наглядно демонстрировались преимущества одного и недостатки другого. Десятки тысяч кинофильмов в памяти интернет-кинотеатра убедительнее другого показывают, сколько шрота выпускают студии и насколько ценен твой личный вкус, давно остановивший выбор на определенном жанре, режиссерах, актерах.

Воистину, пройдет еще немного времени, и производители начнут намеренно производить заведомо плохие продукты, чтобы увеличить продажи заведомо хороших. Что, впрочем, на руку, опять же, всем: никогда не лишним будет прокачивать скилл разумного выбора.

В конце концов именно человек заказчик продуктовой эволюции и имеет право вертеть носом.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!