Хуже всего, что инфобизнес засасывает хороших людей, искренне убежденных, будто вся эта чепуха имеет какое-то практическое значение. Засасывает с обеих сторон: и в роли поставщиков услуг, и в роли их потребителей. Первые реализовывают внутреннюю потребность делиться с миром знаниями и опытом, другие верят, что чужой опыт легко реплициповать или использовать хотя бы частично на пути к успеху. И это я не говорю про профессионалов, сделавших инфобизнес своим единственным источником заработка — подавляющее большинство из них циничные торговцы воздухом, отлично сознающие реальную ценность товара. Я мог бы быть таким и даже неплохо приторговывал разного рода лекциями на тему управления медиапроектами где-то 8-9 лет назад, но пришел к выводу, что по разным причинам это не мое.
Старую собаку новым трюкам не научишь, поэтому я снова имею отношение к интернет-медиа, на этот раз в качестве управляющего партнера kalaki.ge, грузинского издания о недвижимости Тбилиси и Батуми. С другой стороны, я кое-что в этом понимаю, поэтому почему бы и нет.
Даже не помню, какой по счету это проект, которым я занимаюсь. Были и маленькие, и большие, и есть вот этот блог, ежемесячно привлекающий 100 тысяч читателей. Блог по-прежнему делается на коленке в одиночку, он все так же с фотографиями на смартфон и заметками на темы, волнующие только меня. Но и 100 тысяч уникальных пользователей не самый плохой результат — кажется, он говорит сам за себя.
В общем, мне есть что сказать и чем поделиться из опыта в редакторском деле, маркетинге и PR, но я не хочу. Не хочу, потому что разного рода тренинги, даже самые хорошие с точки зрения содержания, очень плохо плохо сочетаются с чужим опытом.
Во-первых, даже если тренер настоящий, от сохи, а не самозванец без успешной карьеры, свои знания он прохавал от и до, многократно подтвердил практикой, очистил от примесей, на что ушли годы. Разумеется, их можно упаковать в несколько учебных часов, но человек запоминает лишь малую часть, а уж чтобы запомнить и начать применять — то такое.
Во-вторых, наша психика всегда противится новому, особенно если новое идет вразрез с личным опытом. Очевидно, каждый обладает собственным стилем управления процессами, можно сказать верит в них, доверяет себе, поэтому осознанно или подсознательно борется с влиянием извне. Это нормально, хоть и контрпродуктивно, но так мы устроены.
Короче, я пришел к выводу, что даже профессиональные консультации и тренинги от опытного человека работают плохо или не работают вообще, если речь идет о сложных штуках типа настройки творческого процесса (ни разу не отрицаю, что более простым штукам как раз так и нужно учиться). Кроме того, даже свой многократно проверенный опыт зачастую не удается расшарить в новом месте, ведь факторов успеха много — не только мозги одного человека.
Хотя всякие тренинги еще ладно. Какие-то полезные вещи из них можно почерпнуть, вопрос скорее в соотношении цены и объема полезности, оставшегося в голове.
Если дело доходит до разной инфоэзотерики типа коучинга — вот это вообще практически чистая разводка на бабки. Приличному человеку, на мой взгляд, в принципе стыдно заниматься таким делом (хотя пока будет спрос, будет и предложение), и я не вижу ни одной причины, почему это существует, кроме заработка на доверчивых людях, но… Само существование какого-либо способа сравнительно честного отъема денег у населения никак не оправдывает способ.
Мне очень жаль, когда моих знакомых, в том числе больших профессионалов, тянет в инфобизнес. Люди, которые отлично умеют делать свое основное дело, бросают по-настоящему хорошие карьеры, позиции, отказываются от перспектив ради сомнительных штук, чтобы что? Потешить свое эго?
Мне не нужно тешить эго, наоборот, я хотел бы свои профессиональные скиллы оставлять в тени (а блог чем больше читают, тем лучше!). Деньги? Да, если жизнь заставит и всякого рода менторство останется единственным способом зарабатывать на пропитание, я займусь и этим, чтобы чисто выжить. Но пока есть возможность заниматься по-настоящему полезными и интересными вещами, никогда.