Пару лет назад я наткнулся на интересную статью об истории противостояния Luckin Coffee и Starbucks в Китае. Местный «тигр» за несколько лет обошел сначала Costa, а затем и основного конкурента, открыв 4,5 тысячи точек, большинство которых работало в формате dark cafe, то есть не имело общедоступного места для посетителей, а принимало заказ чисто онлайн через приложение. Невидимая кофейня обслуживает клиентов в пределах двух километров, доставляя заказы пешими курьерами. Звучит люто, но таковы реалии XXI века. Впрочем, похоже, именно Starbucks размотал Luckin уже после IPO китайцев, предоставив через одну аналитическую контору глубокое исследование реального спроса на основе анализа камер видеонаблюдения и изучения 10 тысяч рандомных чеков покупателей. Luckin существенно завышала выручку, вынуждена была пройти делистинг на NASDAQ, объявить банкротство в американской юрисдикции и даже дефолт для заемщиков. Но еще живет, хотя уже больше не «чудо». Короче, если без лирических отступлений, то зацепила в той статье именно физическая возможность доставки готового кофе в стаканах. А в этом году я обратил внимание, что доставку в Минске пытается развивать Cofix. Я заказал капучино домой!
Вообще если поразмышлять насчет самой возможности доставлять готовый кофе домой, то в китайской реальности, вероятно, оно вполне возможно. Радиус точки в два километра скорее формален. Кофейня размещается в бизнес-кластере города, скажем, в крупном офисном центре, или в плотном жилом комплексе. Заказ в офис доставляет человек буквально с этажа на этаж, ну, максимум, проходит к соседнему зданию.
Разумеется, ничего подобного в Минске масштабно выстроить нельзя, хотя локально — почему нет? В крупных бизнес-центрах, где на первых этажах обязательно пасется кофейня, это реально.
Тем не менее, речь о возможности заказать готовый кофе домой, хоть в Малиновке, хоть в Шабанах. Этим давно пытается промышлять Cofix, сначала силами menu.by, теперь через Яндекс.Еду. У Cofix немаленькая сеть, она, вероятно, покрывает весь Минск.
Ассортимент не такой широкий как в оффлайне, но основные позиции на месте:
Занятный баг: кофе невозможно выбрать без сиропа. Я никогда не пью эту химозу, предпочитая чистый вкус зерен и молока, но пришлось что-то брать.
Был еще круассан, и я его оплатил, но потом мне позвонили из службы поддержки приложения, связали с кафе, и в кафе уточнили отсутствие круассана, предложив заменить на что-нибудь другое. Заменил на чизкейк. Стоимость доставки 5 рублей, как еще полторы чашки кофе в Cofix. Целесообразность такого пития, понятно, тает на глазах.
Курьер нашелся на кольцевой в районе Ждановичей! Значит, был на машине…
Наконец, через 40 минут он у меня у подъезда. Ощущения очень странные. Мне человек везет кофе на машине, преодолев кучу километров.
У курьера я спросил, часто ли Cofix заказывают домой. Ответил, что очень редко. Удивительно :)
Собственно, вот оно, достижение технологий IT и капиталистической модели развития общества, в моих руках:
Оба стакана были упакованы в пакет, стояли на бумажной удерживающей подставке и особо не расплескались. Температура такая, что «сразу пей». Но не холодный, именно что теплый, по ощущениям градусов 45-50. Ореховый сироп, впрочем, не дал возможность почувствовать большее.
Выводов не будет. Это, понятно, все бессмысленно и не имеет никаких перспектив в существующем формате. Кофейни нужны шаговой доступности в спальных районах, может, в виде киосков-вагончиков во дворах. Спустился в тапочках вниз, бахнул стакан, пошел лежать на диване.