Комментарии в интернете как срез общества и теория социального доказательства

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Я решил объединить две темы, связанные с комментариями в интернете, в один пост, потому что вопросы по ним могут пересекаться. Комментарии как продукт концепции «веб два ноль» — абсолютно новый инструмент для СМИ и феномен сам в себе. Благодаря интерактивности редакторы традиционных изданий получили наконец возможность оперативно получать отклики на свои продукты (и ужаснулись, как они мазали все эти годы, ха-ха!) и гибче проводить информационную политику. Но сегодня не о том. Сегодня пост о содержании комментариев и той функции, которую они выполняют для читателей.

Часто можно услышать, будто комментарии в интернете, — это самое дно человеческой психики, но вместе с тем бытует мнение, будто журналисты нацелены на провоцирование всего этого трэша. Если бы СМИ перестали быть «желтыми» (напомню, таковых в Беларуси нет вообще), то, как считает среднестатистический обыватель, в комментариях воцарился бы мед да елей. Это логическая ошибка.

На очень больших сайтах типа Onliner.by и Tut.by в месяц бывает 30-40% всей белорусской интернет-аудитории. Это от полутора до двух с половиной миллионов человек, хорошая доля экономически и социально активного населения страны. Разницы между их мыслями в реальной жизни и виртуальной нет. Другое дело, что интернет позволяет относительно безопасно высказывать свои суждения — в оффлайне эти ребята, как правило, молчат или ограничиваются кухней и аудиторией своей семьи.

Я всегда привожу такой пример: представьте, что вы едете в троллейбусе по городу. Каждый пассажир одет в маску анонимуса и имеет право вслух высказывать все, что думает о, например, архитектурных достоинствах зданий за окном. Вы на самом деле считаете, будто услышите дискуссию воспитанных господ? Будет ровно то же, что в комментах.

Другими словами: все эти люди, что оставляют как могут свой след в истории, они рядом с вами. На улице, на лестничной клетке, в магазине, в троллейбусе. Это реальные их мысли.

Далеко не все люди готовы комментировать контент. По моим оценкам интернет-активной аудитории примерно 10%. Остальные потребляют медиапродукты молча, комментируя их про себя и сравнивая свою точку зрения с той, что высказана активными пользователями в комментариях. Это великолепный образчик так называемой теории социального доказательства, когда человек соотносит свои суждения с общим настроением людей — ищет в комментариях подтверждение или опровержение своих мыслей, не вступая в дискуссию. Как реле: ноль или единица, нет напряжения или ток подан.

Комментарии принципиально важны для интернет-СМИ. Они выступают автоматической рекламой контента, если их набирается некое пороговое значение. Типичный пользователь, видя сотню мнений под статьей на этапе знакомства с заголовком, скорее нажмет ссылку, чем нет. «Интересно, сотня людей уже высказалась о материале, что ж там такого написали?» — примерная схема размышлений клиента.

Кто-то скажет, что в сети полно сайтов, в комментариях которого тишь и благодать. Такие проекты действительно существуют, но это нишевые издания, затрагивающие интересы определенной группы людей, объединенных по какому-то признаку. На форуме летчиков или агрономов дискуссии будут скорее вестись в рамках приличий, на форуме автомобилистов — нет. Первый касается только конкретной профессии с серьезным входным порогом, во втором случае за рулем машины может оказаться профессор или сантехник. Это уже срез общества со всеми его особенностями.

Тем не менее, редакторы СМИ не должны забывать об еще одном важном нюансе. Дискуссии надо удерживать в рамках введенных обнародованных правил. Их будут постоянно нарушать, но любое нарушение должно быть пресечено, а пользователь наказан. Толпа анонимусов в считанные секунды начинает жить по правилам теории разбитых окон — мусорить и гадить там, где уже нагажено («можно», «никто не наказан»). Без справедливой кары и пускания дела на самотек инструмент комментариев быстро обесценится и перестанет приносить профит изданию.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!