Найти общий язык с читателем

1952-Ozhegov-cover

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Интернет приучил нас «поедать» информацию очень быстро: закладки, RSS, десяток сайтов в читаемых ежедневно, все эти паблики и ленты новостей в социальных сетях — единицы удерживают наш взгляд более, чем на доли секунды. Электронные СМИ обнажили проблему, которая в традиционной прессе практически незаметна: настало время учиться разговаривать с читателем на одном языке.

Я уже поднимал проблему существенной разницы между принципами работы газет и интернет-сайтов. Правила игры разные — это доказывает непопулярность традиционных редакций в Сети. Они не знают, как достучаться до голов своих читателей, им надо переучиваться.

И вроде бы и те, и те «разговаривают» со своим читателем на русском языке, однако в интернете язык газет может быть не понят. Это происходит из-за разницы в темпе поглощения информации: на изучение оффлайнового издания среднестатистический человек тратит намного больше времени, чем на изучение онлайнового. Это данность, с ней надо жить.

Я всегда привожу один и тот же пример в аудиториях: мысленно визуализируйте фразу «Мальчик пошел за хлебом» и напишите, как вы себе представили «мальчика», «хлеб» и «ход». Результаты поразительные: у одних мальчик высокий, у других толстый, у третьих с квадратиками на животе; с хлебом еще веселее — кто думает о полбуханке «кирпича», кто о «Бородинском», кто о сером «Водаре» и даже яичном батоне; и идет мальчик в разных уличных интерьерах — у кого на фоне сталинских фасадов, у кого на фоне панельного района или деревни.

Ничего удивительного в такой разной визуализации нет. Мысли в нашей голове берутся не из космоса, а из личного опыта. Опыт у всех разный, пристрастия и отвращения разные, а потому мальчики и хлеб тоже получаются какими угодно, но не теми, что задуманы автором фразы. Автор ведь тоже человек и опыт у него свой.

Наша жизнь очень сложная, куда круче мальчиков с хлебом. СМИ отражают многую, если не всю проблематику: в газетах пишут и про полеты в космос, и уборку кукурузы и одинокого старика на заброшенном хуторе. Не все совпадает с личным опытом каждого из читателей: поверьте, большинство не смогут мысленно представить отшельника в лесу кроме как вспомнив картинки из детских книжек про охотников!

Как же себя поведет читатель статьи про старика, напечатанной в газете и интернете? Практически не сомневаюсь, что первый дочитает ее до конца, а второй бросит на втором абзаце… Если редакция газеты тупо скопирует ее в сеть. У первого было время на неспешное ознакомление и визуализацию статьи в голове (плюс 2-3 фотки формата «спичечный коробок» на черно-белой полосе), у второго уже обновилось пять лент новостей и три паблика, ему пора бежать.

Стоп-стоп, бежать нельзя! Если читатель бежит, издание умирает. Газетный подписчик от своего контракта с изданием не сбежит как минимум до конца квартала, а сетевой контрактов не имеет. Тьфу и растереть, выбрать другую закладку и забыть про вашу статью, на которую потрачено, поди, три редакционных дня.

Что же нам делать, дорогие друзья? Нам нужно срочно нанимать фотографа, а лучше несколько, если ваш сайт крупный или метит в лидеры рынка. Если читатель ничего не знает про стариков на хуторах, то нам надо взять на себя миссию ему их показать. Много, целыми пулеметными фотоочередями бить прямо в мозг четкими образами, чтобы возникло желание наконец-то взяться за текст.

Ха-ха, еще один миф про интернет-издания: тексты в них читаются вяло. Вернее, их читают только если совпадает несколько общих координат. Например, тема материала прочно ассоциируется с проблемой или опытом читателя («Где починить телефон в Минске?» — «О, у меня ж как раз сломался телефон!» или «Минск закупает новые автобусы для маршрута №100″ — «О, я на нем езжу каждый день!» и т.д.). Вариант посложнее — заинтересовать читателя темой, которую он не может профильтровать через свой опыт, вот как про старика на хуторе.

Типичное поведение интернет-пользователя в таком случае таково: он открывает статью и проматывает ее в самый низ, рассматривая фотографии. Только если они заинтересуют его, он начинает читать материал. Sad but true.

Но это еще не все. Если вы работаете на широкую неспецифическую интернет-аудиторию, вам нужно намеренно обеднять свой тезаурус. У читателя в Сети нет времени смаковать ваши образы и лексические выверты, у него горят паблики в Контакте. Слово, как и фотография, должно бить прямо в центр мозга, однозначно попадая в общий словарь и писателя, и читателя.

Упс, один нюанс: а с чего я взял, что читатель в принципе открыл статью про отшельника? Это что, такая животрепещущая тема? О том, как заставить это сделать наибольшее количество пришедших на ваш сайт пользователей, в следующем выпуске.

Упоминать торговые марки в СМИ — нормально, избегать их — нет
Медиа — зеркало ваших страхов
Журналистика — отрасль развлечений, а не информации
Редакции газет не умеют работать в интернете, им надо переучиваться
Для белоруса все, что не передовица «Правды», — «желтая пресса»
Хватит покупать лояльность журналистов. Это не работает!

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • Сергей

    К сожалению, современные СМИ используют ещё пару метод — кричащие заголовки с пустым содержимым под ними и т. н. «вбросы».

  • Vladislav Dashkevich

    Конкурентов вскармливаешь?

    • Денис Блищ

      Ни в жисть. Это поверхность айсберга

  • Dmitry Melekhovets

    История с отшельником — хороший пример. Я, например, дочитал. Хотя в таких репортажах обычно много просмотров только за счет фоток. Интересно, что в Беларуси никто не умеет делать нормальных репортажей. Только у онлайнера получается. Тутбай, например, воспринимает принцип «экономии времени читателя» слишком буквально и делает их настолько сухими, что текст и не нужен: он не дополняет фото.
    Почему российские издания умеют, а мы нет?? Даже не самые крупные! Читал недавно репортажи одной, хоть и крупной, но районки из России: это сильно отличатся от того, что имеем мы. Белорусская журналистика на таком дне?