Кризис жанра белорусских сетевых СМИ

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Парадокс, но отсутствие в Беларуси политической жизни самым благотворным образом сказалось на сетевых СМИ. В другой стране повестку дня задают политики, потому что они постоянно борются за властные и прочие ресурсы, порождая инфоповоды. В Беларуси на нейтральном политическом фоне редакторы вынуждены искать другие способы увлекать людей, и у них это неплохо получается. Даже больше: белорусские интернет-СМИ вполне могут конкурировать и на международном рынке. Вроде все хорошо, но есть проблема — как с нашим поколением не умеют говорить на одном языке газетчики, так интернетчики ничего не могут дать тем, кому сейчас 20 лет. Жанры, форматы, приемчики, вот это вот все исчерпало свой ресурс и, на мой взгляд, развитие белорусских сетевых СМИ остановилось. Что будет дальше?

Ну, ничего катастрофического, конечно, не будет. Достаточно посмотреть на газеты, которые и сейчас умудряются выживать, чтобы спрогнозировать еще много лет относительной устойчивости нашим сетевикам. Даже с учетом ускорения всех процессов речь может идти о годах безоблачного существования и паре десятков лет ожесточенной борьбы за читателя.

Меня больше удивляет тот факт, что наши сетевые СМИ даже не пытаются работать с новыми поколениями. Ну, реально, что они могут им дать — фоторепортаж с Масленицы? Отчет с национального отбора на евро, простите, видение?

The Village, например, потратил силы на написание материала о том, где покупать вещи в стиле «хюгге» в Минске.

Господи, даже с меня посыпался песок.

Повторюсь, все это хорошо для определенного читателя (хотя в случае с The Village скорее плохо, потому что они пытаются закрепиться на давно занятом поле, и остановившийся рост их посещаемости это подтверждает), но фактически выработало свой ресурс, а молодежь и вовсе не возбуждает.

Я не только читатель, но еще и заинтересованный специалист. Мне любопытно смотреть за тем, что делают издания, потому что так или иначе я встроен в эту индустрию и зарабатываю в ней деньги. Так вот, положа руку на сердце, уже давно у всех них ничего, что называется, «не стреляет». Да, крепко скроенные тексты, отличные фотки, зачастую отличные герои, но все это «макдональдс» — поел и забыл. Такое ощущение, что редакторы решают одну задачу: не сделать ни шага в сторону, удерживать статус кво всеми силами, как будто в этом и есть спасение.

Это страшная ловушка, сужающая поле зрения со стратегии на тактику. Тактика — это решение микрозадачи, поиск способа раскачать один отдельный текст или дневную повестку. Но в том и дело, что успех измеряется не только ежедневными циклами.

Даже больше: я уверен, что крупные сетевые СМИ уже чувствуют падение спроса на их форматы. И дело, конечно, не только в том, что они настроились на определенную группу читателей и боятся идти дальше. За годы работы они пропахали медиаполе по несколько раз, рассказали практически обо всем, о чем могли рассказать, а сама жизнь не подкидывает движуху, политики ведь в стране нет.

Универсального рецепта решения проблемы не существует. Я тоже не знаю, как привлечь новую аудиторию в традиционные сетевые СМИ, оторвать их от Телеграма и Ютьюба. Есть только один способ узнать: экспериментировать, не покрываться мхом, не разрабатывать давно отработанные шахты. Все эти условные «евровидения» могут давать только краткосрочный эффект, но общий тренд вовлеченности аудитории, а в конечном итоге посещаемости и бизнеса в целом, настораживающий.

Если бы я был на месте наших редакторов, у меня от этой мысли подгорала бы задница. Делайте же что-нибудь.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!