Короче, в субботу я получил невероятное удовольствие и всем советую повторить мою программу. Один минский ипешник занимается самыми странными экскурсиями ever: он арендует у торфозаводов поезда и катает по узкоколейным закрытым системам группы туристов. Я слышал о нем еще с прошлого года, но до участия в поездке дело не доходило. А пару недель назад Артем принял участие в моей скромной акции по поддержке индивидуальных предпринимателей, написав письмо о своем проекте. И пригласил в ближайшую поездку, которая намечалась на 7 октября. Я поехал и не пожалел ни одной секунды. По ссылке — абсолютный детский восторг.
У Артема есть сайт, который аккумулирует информацию по узкоколейкам и турам. Туры проходят нечасто, потому что парень только начинает свой путь как предприниматель. Признается, что работает в минус, на имя, а вообще намерен плотно заниматься экологическим туризмом. В общем, когда я услышал об убыточности субботней поездки (не хватило двух человек для выхода в ноль), то решил не использовать возможность прокатиться бесплатно, а оформил талон.
Артем организовывает транспорт от станции метро «Каменная Горка» до предприятия-партнера. Как правило таковым выступает торфобрикетный завод «Дитва» в Лидском районе, куда мы и поехали. В микроавтобусе были заняты почти все места, а путь до Лиды был заполнен лекцией об узкоколейках Беларуси.
Лично для меня стало открытием, что их не так и мало осталось в Беларуси. Я, конечно, слышал о Дитве и Руденске, но и не подозревал о работающей узкоколейке, например, в Усяже Смолевичского района или под Браславом. А Артем знал, потому что его прут узкоколейки, хотя он работает в метрострое.
В общем, мы приехали на завод в Дитву. Стоит он отдельно от агрогородка, это закрытая территория, примыкающая к огромным торфоразработкам и потребовавшая организации железнодорожных перевозок.
Как вы понимаете, узкоколейки не интегрированы в общую систему железных дорог. Не только из-за технических особенностей, но и по своей сути — эти системы являются строго внутризаводскими и используются для перевозок тяжелых грузов под нужды предприятия. В Лиде есть только станция перегрузки торфа с узкой на широкую колею — вот и вся интеграция.
О чем это говорит? Попасть на такую дорогу обычному человеку невозможно. Нужно либо устроиться трактористом на предприятие, либо записаться на экскурсию. Узкоколейных дорог общего пользования в Беларуси нет (а в Украине, России и многих других странах есть).
Наш поезд!
На предприятиях используется несколько вагонов для перевозки рабочих к отдаленным площадкам торфоразработок. Никаких иных способов добраться до них не существует, здесь полное бездорожье и в большинстве своем осушенные болота, непригодные для передвижения любой техники кроме тяжелых бульдозеров и тракторов.
Вагоны старенькие, холодные, с пластиковыми сидушками, все как мы любим.
На узкоколейной системе нет никакой централизации управления движением и блокировки участков. Поезд едет исключительно по воле машиниста. Стрелки ручные, многие пути временные — они перестраиваются вслед за торфоразработками — и даже постоянные разбираются, когда очередное место вычерпано до дна.
Ну, поехали.
Разрешенная скорость на дороге 20 км/ч. Потому что все пути примерно такие:
Сначала нас отвезли на участок, где можно посмотреть погрузку торфа в вагоны. Выглядит это максимально мрачно и атмосферно, хоть хоррор снимай :)
Работенка эта грязная, потому что торф сам по себе пачкает вокруг все, что только можно. Вагоны загружаются и вывозятся с подъездной ветки на магистраль, откуда забираются локомотивом на центральную станцию.
Укладка рельсошпальных решеток под временные пути делается по принципу «как получается». Изломы, изгибы, адские градусы кривых. То, чего никогда не увидишь на магистральных линиях широкой колеи.
Потом мы поехали на другой участок, где торф добывается — сгребается бульдозерами слой за слоем в огромные скирды. Путь идет через повторно заболоченные территории, это выработанные участки. Повторная заболачиваемость — естественный процесс, ничего для этого делать не нужно, природа все сама. Через сколько-то там миллионов лет здесь снова, наверное, можно будет добывать торф.
«Станция» более обустроенная, что говорит о ее постоянном характере.
Я был удивлен, но торф здесь добывают ежедневно без выходных, а на некоторых предприятиях и круглосуточно. Неподалеку от участков разработки как правило базируется передвижной мехдвор и машинная станция, а также поезд-рельсоукладчик. Это — третья и последняя остановка в пути:
Железнодорожная часть экскурсии длится около 3-х часов. Этого с лихвой хватает, чтобы наделать атмосферных фоточек и насладиться одним из самых необычных транспортов мира, к тому же, малодоступных в нашем регионе. Ощущения на самом деле непередаваемые и довольными остаются даже те, кто не питает каких-то особенных чувств к железной дороге.
За отдельную плату во второй половине дня проходит экскурсия по Лидскому пивзаводу. Я в ней тоже поучаствовал, но уже с рабочими целями. В экскурсию входит и осмотр всех технологических участков производства, и, конечно, дегустация.
Прекрасная суббота, мои самые строгие рекомендации.