Фоторепортаж: экскурсионная поездка по узкоколейкам торфозавода под Лидой. Супер!

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Короче, в субботу я получил невероятное удовольствие и всем советую повторить мою программу. Один минский ипешник занимается самыми странными экскурсиями ever: он арендует у торфозаводов поезда и катает по узкоколейным закрытым системам группы туристов. Я слышал о нем еще с прошлого года, но до участия в поездке дело не доходило. А пару недель назад Артем принял участие в моей скромной акции по поддержке индивидуальных предпринимателей, написав письмо о своем проекте. И пригласил в ближайшую поездку, которая намечалась на 7 октября. Я поехал и не пожалел ни одной секунды. По ссылке — абсолютный детский восторг.

У Артема есть сайт, который аккумулирует информацию по узкоколейкам и турам. Туры проходят нечасто, потому что парень только начинает свой путь как предприниматель. Признается, что работает в минус, на имя, а вообще намерен плотно заниматься экологическим туризмом. В общем, когда я услышал об убыточности субботней поездки (не хватило двух человек для выхода в ноль), то решил не использовать возможность прокатиться бесплатно, а оформил талон.

dav

Артем организовывает транспорт от станции метро «Каменная Горка» до предприятия-партнера. Как правило таковым выступает торфобрикетный завод «Дитва» в Лидском районе, куда мы и поехали. В микроавтобусе были заняты почти все места, а путь до Лиды был заполнен лекцией об узкоколейках Беларуси.

dav

sdr

dav

Лично для меня стало открытием, что их не так и мало осталось в Беларуси. Я, конечно, слышал о Дитве и Руденске, но и не подозревал о работающей узкоколейке, например, в Усяже Смолевичского района или под Браславом. А Артем знал, потому что его прут узкоколейки, хотя он работает в метрострое.

В общем, мы приехали на завод в Дитву. Стоит он отдельно от агрогородка, это закрытая территория, примыкающая к огромным торфоразработкам и потребовавшая организации железнодорожных перевозок.

dav

dav

dav

dav

dav

dav

dav

Как вы понимаете, узкоколейки не интегрированы в общую систему железных дорог. Не только из-за технических особенностей, но и по своей сути — эти системы являются строго внутризаводскими и используются для перевозок тяжелых грузов под нужды предприятия. В Лиде есть только станция перегрузки торфа с узкой на широкую колею — вот и вся интеграция.

dav

dav

dav

dav

dav

dav

О чем это говорит? Попасть на такую дорогу обычному человеку невозможно. Нужно либо устроиться трактористом на предприятие, либо записаться на экскурсию. Узкоколейных дорог общего пользования в Беларуси нет (а в Украине, России и многих других странах есть).

Наш поезд!

dav

sdr

dav

dav

На предприятиях используется несколько вагонов для перевозки рабочих к отдаленным площадкам торфоразработок. Никаких иных способов добраться до них не существует, здесь полное бездорожье и в большинстве своем осушенные болота, непригодные для передвижения любой техники кроме тяжелых бульдозеров и тракторов.

Вагоны старенькие, холодные, с пластиковыми сидушками, все как мы любим.

dav

sdr

dav

dav

sdr

На узкоколейной системе нет никакой централизации управления движением и блокировки участков. Поезд едет исключительно по воле машиниста. Стрелки ручные, многие пути временные — они перестраиваются вслед за торфоразработками — и даже постоянные разбираются, когда очередное место вычерпано до дна.

Ну, поехали.

Разрешенная скорость на дороге 20 км/ч. Потому что все пути примерно такие:

dig

Сначала нас отвезли на участок, где можно посмотреть погрузку торфа в вагоны. Выглядит это максимально мрачно и атмосферно, хоть хоррор снимай :)

sdr

sdr

dav

sdr

dav

Работенка эта грязная, потому что торф сам по себе пачкает вокруг все, что только можно. Вагоны загружаются и вывозятся с подъездной ветки на магистраль, откуда забираются локомотивом на центральную станцию.

Укладка рельсошпальных решеток под временные пути делается по принципу «как получается». Изломы, изгибы, адские градусы кривых. То, чего никогда не увидишь на магистральных линиях широкой колеи.

dav

sdr

dav

dav

dav

dav

dig

dav

dig

Потом мы поехали на другой участок, где торф добывается — сгребается бульдозерами слой за слоем в огромные скирды. Путь идет через повторно заболоченные территории, это выработанные участки. Повторная заболачиваемость — естественный процесс, ничего для этого делать не нужно, природа все сама. Через сколько-то там миллионов лет здесь снова, наверное, можно будет добывать торф.

dav

sdr

dav

«Станция» более обустроенная, что говорит о ее постоянном характере.

dav

dav

dav

dav

dav

dav

dav

Я был удивлен, но торф здесь добывают ежедневно без выходных, а на некоторых предприятиях и круглосуточно. Неподалеку от участков разработки как правило базируется передвижной мехдвор и машинная станция, а также поезд-рельсоукладчик. Это — третья и последняя остановка в пути:

dav

dav

dav

sdr

dig

dav

dav

Железнодорожная часть экскурсии длится около 3-х часов. Этого с лихвой хватает, чтобы наделать атмосферных фоточек и насладиться одним из самых необычных транспортов мира, к тому же, малодоступных в нашем регионе. Ощущения на самом деле непередаваемые и довольными остаются даже те, кто не питает каких-то особенных чувств к железной дороге.

dig

dav

За отдельную плату во второй половине дня проходит экскурсия по Лидскому пивзаводу. Я в ней тоже поучаствовал, но уже с рабочими целями. В экскурсию входит и осмотр всех технологических участков производства, и, конечно, дегустация.

dav

dav

dav

sdr

dig

sdr

dav

mde

dav

dav

Прекрасная суббота, мои самые строгие рекомендации.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!