Я может излишне требовательный клиент и вообще эмоциональный парень, но какой есть. Очевидно, белорусский ритейл растет из года в год, однако во многом еще остается наследником совка и вот этого «вас много — я одна». Лично на мой взгляд бизнес, конечно, есть бизнес, но он должен быть с человеческим лицом, особенно если работает на самую широкую аудиторию. Другими словами — уважать покупателя, пришедшего оставить в кассе свои кровные. Вот как раз с уважением у белорусского продуктового ритейла есть проблемки.
Магазин начинается с корзинки покупателя. Точнее, с гор корзинок, стоящих у входа в торговый зал. Всякий раз подходя к ним, я мысленно готовлюсь увидеть грязь и следы прошлых покупок в этих корзинках. И всякий раз вынужден перебирать несколько, потому что мне просто неприятно класть свои продукты туда, где мокро от потекшего пакета молока или курицы. Я не знаю, как часто моют корзинки в тех или иных сетях, но проблема прямо повсеместная — что в обычных магазинчиках шаговой доступности, что в гипермаркетах с короной на логотипе.
Может, управляющие продмагов просто не думают о том комфорте, который сопутствует чистой корзинке, а может считают, что «и так сойдет», но, блин, на мой взгляд складировать грязные корзинки верх свинства. Их надо мыть — это же так важно!
А если берешь большую тележку, то в половине случаев у этой тележки будут перекошены колеса, и ты весь путь по торговому залу проведешь применяя нетипичные для покупателя усилия — по корректировке маршрута транспортного средства :)
Что там дальше. Вот эти их «продуманные» круги посетителя. Они ведь как возникают: начитается доморощенный маркетолог книг по маркетингу и давай внедрять самые современные практики: сначала покупатель попадает в секцию промтоваров, потом его должно занести в хлеб, мясо, рыбу, фрукты-овощи и, наконец, приземлить у стеллажей с водкой. Все это здорово, но для покупателя крайне важно иметь четкую навигацию, чтобы поднять голову и понять, где прокладки, а где сельдерей. Очень, вот очень часто навигации не видно за стеллажами. Или шрифт неудачный. Вместе с мелким кеглем. Я, не страдающий проблемами в навигации в пространстве, в незнакомом магазине могу блуждать какое-то время в поисках нужного товара.
Ах, да. Еще ж покупателя нужно запустить с правильной стороны в зал, а то он сразу побежит к водке и не сделает кассу на колбасе. Тьфу.
Выпечка. Вообще часто бесит. Я считаю дичайшим неуважением сбывать зачерствевшую неликвидную выпечку. Копеечный продукт! Ну, не сбыл ты семнадцать сметанников и три ромовые бабы — так отправь их на переработку или утилизацию. Как их можно продавать? Они потеряли свои продуктовые свойства и как минимум не могут стоить ту же цену, что и свежие.
А еще, еще! Вы когда-нибудь обращали внимание на лопаточки для выпечки и то, что налипло на них в месте прижатия к булкам? :) Ну, тогда лучше и не смотрите.
Пропажи продуктов. В декабре в «Просторе» у дома пропала «Кока-кола». Была да вся вышла. В фэйсбуке пишут, что вроде как это снова из-за неплатежей, но какая разница, если страдает покупатель? И вообще мне кажется лютой дичью, когда сеть с каким-то поставщиком работает, потому что поставщик проплатил места на полках и вообще лоялен к правилам ритейлера, а с другим нет, потому что он не лоялен. Ау, ребята, вы же в конце концов определитесь, кто ваш клиент?
Ну и по мелочи. Смена полок у товаров, постоянное клянчание копеек, микроскопические и неудобные бесплатные пакеты — это, конечно, уже совсем фигня, но когда мы придем к власти, то добьемся улучшения и по данным позициям.