Очень медленно, но очень настойчиво я продолжаю изучать глухие белорусские железнодорожные ветки с пассажирским движением. Их не так и мало в нашей стране, но и я катаюсь не первый год. В прошлых сериях была Гродзянка, Шестеровка и на Влодаву, а сегодня не менее интересный маршрут — от пограничной станции Тереховка в Гомельском районе до границы трех стран по аппендиксу в Круговец. Загадочное место с несколькими дизель-поездами в сутки и очень бдительными пограничниками.
У таких линий-усов внешне часто нет какой-либо логики: для чего их строили? Почему они до сих пор в работе?
Железная дорога — это дорого и материалоемко, это высасывает много денег на поддержание инфраструктуры и техническое обслуживание подвижного состава, не говоря уже о его закупке. С белорусскими тарифами на пригородные перевозки, считай, БЖД полностью из своего кармана оплачивает существование подобных линий.
Аппендикс на Круговец начинается от станции Тереховка на линии Гомель — Бахмач. Очень многим знакома эта станция, так как здесь осуществляется пограничный и таможенный контроль поездов, следующих на юг, в Украину. Длина линии всего чуть более 20 километров, а заканчивается она практически у границы трех стран на тройном международном переходе.
На линии нет станций кроме конечной Круговец, только остановочные пункты без путевого развития. Всего их 5: Грушевка, Красная Буда, Мошок, Лукьяновка и Ленинодар. Выглядят они все одинаково: типовая будка-павильон и бетонная платформа. Карточка о.п.Грушевка с сайта Railwayz.info в полной мере дает представление обо всех остановках.
По линии курсирует несколько пар поездов в сутки, что объясняется наличием большого количества дачных поселков и довольно больших деревень. Утром в пятницу на Круговец подали сдвоенный шестивагонный состав. Немало.
Впрочем, заполненность вагонов была не особо большой, что скорее всего объясняется будним днем. До Тереховки ехали еще более или менее с людьми, но после их стало совсем мало.
До Круговца поезд доезжает за полтора часа. Конечная станция расположена, скажем так, нигде: до ближайшей деревни Ленино идти с километр пешком, до Круговца-Калинино и вовсе три. Почему так?
Потому что линия строилась для обслуживания горно-обогатительного комбината. Круговец — стратегическая точка по добыче и первичной переработке кварцевого песка. Из этого песка производится стекло на гомельском предприятии и многих других, в том числе европейских.
Комбинат виден впереди, я к нему еще подойду.
Ну а дополнительную пассажирскую функцию на линию возложили уже позже, просто приспособив ее как получится.
До автобуса в Добруш из Круговца оставалось примерно полтора часа, поэтому я решил посмотреть обе ближайшие деревни. Оставляю станцию позади:
В Ленино нашлись живописные развалины церкви, по которым я от души полазал. Церковь пытаются реставрировать, но работы идут ни шатко, ни валко.
Здесь в церкви меня заприметил какой-то местный мужик и, вероятно, именно он сдал пограничникам. В приграничной зоне Беларуси население активно сотрудничает с пограничными заставами, и я в этом не вижу ничего дурного. Один нюанс: мне всегда очень сложно объяснять цели своих поездок. Ребятам в форме сложно поверить, что кому-то интересно смотреть на глухие железки и ГОКи.
Итак, я развернулся и пошел в Круговец мимо комбината, по пути снимая его работу. ГОК работает круглосуточно в теплое время года, запасая песком стекольные фабрики.
Мое внимание привлекли МоАЗы, развозящие руду из карьера по территории ГОК. Красавчики:
В этот момент и остановил пограничник. Я предъявил документы, пояснил цели своего присутствия, и он меня отпустил. Я побрел в Круговец-Калинино на автобус, по пути успев сфоткать еще и тупик ЖД-линии за ГОКом:
Вскоре меня вновь догнала машина. Пограничник сделал предложение, от которого нельзя было отказаться: проехать с ним до деревни и подождать автобус. Увы, на этом съемка прекратилась, и ближайший час мы простояли под тенью деревьев. Приехал автобус, и я умчал в Добруш, откуда уже следующий пост.