Белорусское село староверов, уже почти без людей

Белорусское село староверов, уже почти без людей
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Прошлая моя вылазка за фотками деревень в проект «Белорусская глубинка» принесла любопытное наблюдение. Маршрут пролегал между Добрушем и Веткой по трассе Р124, где совсем мало населенных пунктов и почти не осталось общественного транспорта, а на всех моих картах и планах нет ни одной точки, куда следовало бы съездить. Ошибался! В пяти километрах к северу от Добруша лежит деревня с совсем небелорусским названием Марьино и — внезапно — рядовой каменной и деревянной застройкой очень преклонных лет. Неделей спустя у меня получилось заехать в Марьино уже отдельно, поснимать домики в почти опустевшем селе и разобраться, откуда такой феномен на востоке Беларуси.

Марьино, а также некоторые другие деревни Гомельского, Добрушского и Ветковского районов — наследие исхода староверов из России в конце XVII века. Реформа Никона, одобренная высшим духовенством и царем, привела к расколу церкви и преданию анафеме всех, кто не готов был унифицировать обряды по греческому образцу. Сам город Ветка был основан староверами в 1682-м году, а уже спустя три года вокруг возникли многочисленные слободы.

Власти Речи Посполитой приветствовали переселение, так как староверы в основном были обучены ремеслам, зажиточные и не чурались грамоты. Попытка вернуть их обратно в Россию в середине уже XVIII века особого успеха не принесла — старообрядческая церковь просуществовала вплоть до образования СССР и даже, осколками, продолжала действовать до хрущевской эпохи. Сейчас в Гомельской области их почти не осталось в силу естественных причин.

Марьино было центром сельского совета до 1977-го года, а в 30-е годы, когда административные единицы выделялись по национальному признаку, считалось русским национальным сельским советом. Марьино — духовный центр беспоповства, отдельного согласия старообрядцев, не признающих духовенства. Таинства у беспоповцев совершают выборные миряне.

Деревня являлась очень крупной примерно до начала Первой мировой войны. По переписи 1909-го года здесь проживало 1325 человек. Впрочем, и в советское время Марьино нельзя назвать глухоманью: в 1959-м перепись зафиксировала 513 постоянно проживающих человека.

Фельдшерско-акушерский пункт (работает):

Застройка:

Остановка общественного транспорта (автобус приезжает дважды в неделю):

Огромный урон старообрядческим слободам в Беларуси нанесла не столько советская власть, сколько Чернобыльская авария. Порядка полусотни деревень было отселено из-за попадания в зону загрязнения, оставшиеся в чистых зонах стали быстро хиреть. Марьино, увы, не исключение.

Если в 2004-м здесь проживало еще 165 жителей, то по переписи населения 2019-го года осталось только 66. Село стремительно пустеет и, из-за удаленности от крупного города, почти не используется как место для летнего отдыха.

От староверческой эпохи в Марьино осталась эпизодическая каменная застройка необычной для Беларуси архитектуры. Я получил огромное удовольствие, рассматривая эти домики с резным кирпичом.

Вообще рядовая каменная застройка в белорусской деревне встречается только на западе, где исторически проживали более зажиточные крестьяне и купцы (в том числе евреи). Многочисленные местечки, теперь агрогородки и поселки городского типа, рассыпаны в поясе Гродненской/Витебской областей к западу от центра страны.

Кирпич в дореволюционной застройке — всегда признак достатка. В общем, староверы, держась за свое архаичное религиозное мировоззрение, были вполне успешны.

Летом в Марьино должно быть вообще волшебно. Надо заехать при случае.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎