Остросюжетный триллер по-белорусски — закономерная смерть продуктовой сети «Домашний»

Остросюжетный триллер по-белорусски — закономерная смерть продуктовой сети «Домашний»
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Побег за границу, отказ платить по счетам поставщиков, слухи об утечке денег на Кипр и увольнения персонала без компенсаций — это то, что произошло по информации из СМИ с сетью «Домашний» всего за несколько последних месяцев. Довольно крупный ритейлер с конца прошлого года вдруг начал с перебоями платить за поставки, а в какой-то момент просто слился. Владелец вроде бы сбежал за границу, его жена и сын (были сотрудниками группы компаний) арестованы, магазины закрыты, на счетах пустота. Остались поставщики с застывшей непонятно где дебиторкой и держатели облигаций с неясными пока перспективами по выплатам обещанных доходов. Суды неизбежны и как минимум позволят оформить претензии к «Домашнему», но без ключевой фигуры — конечного владельца сети — реальные перспективы возврата долгов еще туманны. Слабые места «Домашнего» проявила пандемия и общее падение оффлайнового трафика, хотя дело не только в них. Сеть работала в сложнейшей категории «у дома», где самая сильная конкуренция. Пара выводов о гибели ритейлера со стороны.

В каком-то из текстов я вычитал, что ее основной владелец Иван Березовский начинал с торговли на рынке в «Ждановичах», а вырос в крупного дистрибьютора продуктов питания и в конце концов владельца 75 магазинов под вывеской «Домашний». В отрасли ходили слухи о неоднозначном реноме бизнесмена, но в целом все вертелось — кредиты обслуживались, счета оплачивались, контрагенты по судам не бегали. Думаю, и наступивший коронавирусный кризис не сразу обнажил самое дно: похоже, Березовский искал инвестора, чтобы подлить денег в оборот, а обязательства выполнял так долго, как мог. Ну а когда не смог, тогда и пропал.

Вряд ли у этой истории есть хорошие варианты развития событий, однако поставщики точно продолжат бороться за возврат дебиторской задолженности. В кулуарах говорят, будто в группе компаний беглого бизнесмена остались работающие бизнесы, приносящие деньги. Пожелаю всем удачи.

Вообще при том уровне проникновения продуктового ритейла, которое есть сейчас, любые попытки конкурировать в категории «у дома» должны быть обоснованы железобетонной стратегией. Даже добившись одинаковых цен с лидером (пусть и звучит маловероятно, но ладно) и найдя рабочие локации (здесь прямо огромные сомнения), потенциальная сеть неизбежно окажется в сфере влияния прочих игроков рынка, забивших, кажется, вообще любые помещения столицы и крупных городов. Другими словами, начнет делить пирог спроса в округе. Он, понятно, расти не будет: как была условная тысяча домохозяйств в шаговой доступности, так и останется. А вот магазинов станет два.

В целом у меня есть большие сомнения, что в спальных районах, прекративших рост, вообще возможна успешная конкуренция в пределах одного формата. «Домашний» пришел на очень зрелый рынок, начав развиваться в 2016-м году, когда диспозиции участников в общем сложились. Мало того, крупнейший из участников, «Евроопт», был близок к началу поедания самого себя, то есть плотность его точек достигла такой степени, что они начали конкурировать сами с собой — в том числе этот факт поспособствовал переходу к сегментации спроса уже внутри собственной базы покупателей (сначала возникла неудачная «Брусничка», затем она переродилась в более удачный «Хит!»).

Тем не менее, кое-что в «Домашнем» мне нравилось. Это была единственная сеть, попытавшаяся зайти в центр города. Не уверен, что этот заход был прямо стратегией, скорее подвернулась возможность консолидировать полумертвые архаичные сети типа «Семелы», с советских времен занимавших сладкие места в пределах второго кольца. В Минске и Беларуси ниша центрального микромаркета, автозаправочного маркета, круглосуточного комка с самым-самым необходимым, можно сказать, остается пустой. Короче, у нас нет своего «7-eleven»: все сети так или иначе похожи друг на друга и сосуществуют в форматах, определяемых исключительно торговой площадью.

На мой взгляд такой подход плохо работает, когда под одним брендом, ну, например, «Еврооптом», команда маркетологов развивает сразу несколько форматов в зависимости от площадей. Одни и те же люди делают и гипермаркеты, и супермаркеты, и даже деревенские автолавки, подстраивая продуктовую матрицу под имеющиеся места на полках. Есть сотня метров — вот такая матрица, есть тысяча — такая же, но поширше.

Как это может сочетаться со специфическим продуктовым микромагазином в центре, где половина квартир сдаются на сутки? Или с магазинчиком рядом с университетом? Офисным зданием?

Когда у меня был офис на Мележа, я всегда с болью приходил в убогую «Златку» неподалеку и мучался выбором, что взять к обеду — селедку в банке что ли? Может, сосиски «Троицкие» и сварить их в чайнике?

Мне понятны определенные ограничения, связанные с требованиями по ассортименту товаров, но и я вижу, что в формат «магазинчика в центре» никто не хочет идти, потому что это вообще другой подход к работе.

“Домашний”, увы, решил торить ту же тропу, на которой и без того нет места и идет толкотня локтями. Его судьба была предрешена: в коридоре маржи от 0 до 1,5% (а в таком коридоре и живут ритейлеры), со стартом в 2016-м году, с не самым прогрессивным менеджментом парня с рынка – в общем, эта история кажется не совсем про бизнес, а про что-то другое. Есть такая категория предпринимательства: создать поток больших денег, чтобы, сидя на нем, делать какие-то свои дела.

Утекшие деньги нужно искать и возвращать их реальным владельцам — никаких сомнений. Пока здесь остаются работающие бизнесы группы Березовского, уверен, это более чем реально. Чтобы всем урок раз и навсегда.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎