Для любого ангарского пацана Дражня как второй дом. Любой ангарский доходил до Дражни пешком через лес и «Капитанскую горку», доезжал на велосипеде, добирался автобусами — 20-м, 52-м или 67-м. Ну а я так вообще: на третьем городском молочном заводе много-много лет отработала маман, что вместе с моей привычкой забывать ключи и захлопывать дверь с автоматическим замком вынуждало в Дражню кататься чаще обычного. Но в принципе я давно по этому району не гулял, все больше наблюдал его из окна маршрутки. В тупике улицы Солтыса, где промзона, не был и вовсе лет 15. Пора исправить.
Дражня, конечно, называется так по деревне, влившейся в город более полувека назад. Район получился немаленький, но добрый его кусок занимают предприятия — живет в Дражне по данным Википедии всего 12 тысяч человек. Одна из границ проходит по железной дороге Минск — Орша, откуда я и начал свой путь.
С путепровода по Радиальной улице видна значительная часть Дражни, но в основном ее промышленной части. Где-то рядом и высшая точка района.
Шумозащитным экраном от железки выступает гаражный массив:
А задние стенки гаражей выступают полотнами для творчества граффитчиков разной степени талантливости:
Забавно, что кому-то пришло в голову объявить борьбу граффитчикам — часть рисунков замазана белой краской. Собственно, таким образом художникам просто обновили полотна 😂
Прикидывая маршрут похода, я с удивлением обнаружил, что внутрь промзоны вдоль Радиальной улицы глубоко врезаются железнодорожные пути, доходя меж предприятий аж до завода игристых вин. Open Street Map обнадежил отсутствием каких-либо заборов, перекрывающих проход по путям. Так и оказалось. Еще один закоулок Минска, где я не бывал:
Но возникла иная проблема. Метров через сто пятьдесят путь мне преградили бродячие собаки. Я не решился сунуться дальше, предположив, что они могут воспринимать эту территорию как свою. Под дружный лай блоховозов развернулся обратно:
На гараже еле различимая надпись «Убрать гараж с газопровода»:
А у этого крыша провалилась еще 100 лет назад. Дерево изнутри вымахало в два раза выше:
Прикольно, но проехать к гаражному массиву можно по грунтовке через лес — совсем не по-городскому и как-то кустарно. В грунтовку переходит улица Солтыса, одна из самых длинных улиц в Минске.
В тупичке завелся какой-то мебельный магазин со «Светофором» на первом этаже.
Но это еще что! Корпуса мясоперерабатывающей фабрики красиво обновили и превратили в некий «Минский технопарк». Ничеси!
А вот и мой поневоле родной завод, ранее бывший самостоятельным предприятием, а ныне являющийся частью молочного завода №1 г.Минска.
Трудно представить, сколько раз я был внутри — в комнате с огромными шкафами-компьютерами, где и работала маман, в цехах, на линиях розлива и упаковки. Я мог бесконечно смотреть на то, как невиданные механизмы наливали в пакеты молоко и кефир :)
Теперь у завода «пасутся» коровы из травы:
Улица Солтыса во многом странная. У нее есть нечетные и четные дома с обеих сторон, а нумерация идет так: 193, 205, 96А, 106. И так сойдет!
Каким-то магическим образом довольно крупный местный продмаг не попал ни в одну из торговых сетей страны:
А какие тут фактурные общаги, мм!
Вид на Солтыса от перекрестка с Ваупшасова в сторону тупика. Вид, знакомый с детства :)
А вот ритмику Ваупшасова, сложенную типовыми же общагами, нарушили вкрапления-уплотнения. За последние годы в Дражне построено немало панельных новостроек.
Другой немелкий массив многоэтажек — на площадке у 5-го троллейбусного парка — на мой взгляд является наиболее узнаваемым в Дражне, хотя и построен значительно позже, чем, например, общаги выше по улице. Возводили его в первой половине 90-х с огромным трудом. Часть домов сдали в самом начале десятилетия, часть в середине, а два превратились в долгострои и заселены были только в начале 2000-х. Дальше по фото будет сразу понятно, о каких именно идет речь.
Вообще, несмотря на то, что дома уже помногу лет эксплуатировались, значительная часть общественных пространств на первых этажах оставалась заброшенной — некоторые заселились чуть не через 20 лет после въезда жильцов в квартиры. Теперь пустующих помещений нет, все занято магазинами, аптеками, службами различных сервисов.
Помню, какой-то квартирант надстроил над крыльцом пожарного выхода балкон. Сейчас же балкон «поплыл», так как фундамент крыльца оказался неустойчивым или просто не рассчитанным на вес надстройки.
На фасадах домов сохранились проектные «излишества» — имитация контуров неких замков и дворцов. На самом деле перед нами типовое жилье, красоту ему навели исключительно бутафорскую.
У микрорайона есть и свой детсад, и своя школа. Школа сдалась вообще самой последней, даже после домов-долгостроев.
Ну а вот так выглядят те самые последние многоэтажки. Почему-то для них выделили деньги на термошубу уже на этапе стройки. Потеря текстуры кирпичной кладки известно как сказывается на внешнем виде — очень плохо.
В любом случае квартальчик необычный и хоть немного разбавляет типовое уныние советского и постсоветского Минска.
Ну вот, такая она — Дражня :)