Огромную популярность имел мой пост про условия труда и заработок курьеров «Е-доставки», вышедший на прошлой неделе. Не удивительно, ведь экспедитор получает от 850 до 1800 рублей, а отдельные, наиболее расторопные работники, и более 2000. Никто не говорит, что это легкая работа — даже больше, об этом предупреждают несколько раз на этапе собеседования, первичного инструктажа и стажировки. Ну, я в любом случае хотел посмотреть все своими глазами, поэтому напросился в машину к опытному экспедитору и утро понедельника потратил на блукания по дворам родной Ангарской, на которую выпал рейс. В этом репортаже все как есть, вся та сложность работы экспедитора, ежедневно доставляющего продукты минчанам и жителям других регионов страны.
Вообще у «Е-доставки» в Минске до недавнего времени было 3 склада, но, как я уже писал в предыдущем посте, в Сухарево открывается четвертый. Меня же пригласили в самый большой, расположенный в Большом Стиклево на улице Фабричной. Найти его легко по обилию оранжевых машин :)
Если можно так сказать «стажироваться» меня поставили к очень опытному экспедитору Сергею. Он работает в доставке уже несколько лет и да, это один из тех, кто зарабатывает даже выше обещанной границы.
Сергей расписывается в получении кассового аппарата и терминала оплаты банковскими карточками, проверяя остатки от предыдущего работника. Они должны быть по нулям, чтобы вчерашние чеки не подвисли в сегодняшнем балансе.
Несмотря на то, что экспедитор в «Е-доставке» является, что называется, человеком-оркестром, комплектованием заказов он не занимается. Для этого есть специальные люди, собирающие пакеты и сумки и формирующие группы заказов согласно плану логиста. То есть экспедитор забирает уже готовую тележку с сумками на весь рейс, включающий несколько адресов (обычно до 10).
Рейс назначается без какого-либо участия экспедитора. Повлиять на адреса, по которым поедет курьер, нет никакой возможности. На отдельном терминале он видит лишь сформированные рейсы, готовые к отправке, и получает первый в очереди. Например, в момент, когда я с Сергеем получал рейс, всего их было 7.
Сформированный рейс — это и, как я уже писал выше, тележка с собранными сумками. По коду Сергей находит ту, которая предназначена ему, и забирает ее со склада. Важно отметить еще раз, что экспедитор никакого отношения к сборке сумок не имеет, он просто доставляет товар.
После этого экспедитор загружает машину. Сумки он расставляет по нужной ему очередности адресов, чтобы по прибытию на адрес не копаться в горе. Для меня стало сюрпризом, что маршрут отрисовывает не логист, а сам экспедитор исходя из своих знаний района обслуживания. Новичкам на этом этапе, видимо, очень непросто. Сергей же знает мой родной район лучше, чем я, проживший в нем 24 года :) Хотя сам из Марьиной Горки.
И последний этап перед выездом со склада. Экспедитор распечатывает все чеки рейса, которые вручаются после оплаты заказчику. В этот момент умная CRM отправляет вам SMS о выезде курьера в рейс.
Ну, поехали :)
Так как Большое Стиклево находится буквально через МКАД от Ангарской, то ехать совсем недалеко. В то же время зона охвата этого склада включает не только широкую полосу Минска от Заводского района через центр до Сухарево, но и отдельные города Минской и даже соседних областей.
С экспедитором во время поездки особо не успеваешь поговорить, потому что он все время занят, в частности звонками заказчикам. Это прям железобетонное правило — позвонить за несколько минут до прибытия и по определенному алгоритму составить начало разговора. Кроме того, предупреждение помогает в случаях, когда сломан домофон (клиент спускается вниз и открывает входную дверь).
Наш первый адрес — девятиэтажка на Байкальской:
Дверь открывает пенсионерка. Расплачивается, к слову, карточкой.
Вообще днем в будние основные клиенты мамы с детьми, фрилансеры, люди, работающие вахтами/сменами, инвалиды. После окончания рабочего дня количество заказов резко возрастает, а суббота и воскресенье в «Е-доставке» традиционно считаются наиболее напряженными днями, особенно зимой. Летом, к слову, в городе заметно меньше жителей, поэтому и количество заказов уменьшается.
Честно говоря даже немного завидую тому, как хорошо знает все проезды и закоулки Ангарской Сергей. Какими-то внутренними тропками мы приезжаем к 37-му дому (в нем живет один мой знакомый):
Опытные экспедиторы узнают заказчиков в лицо, помнят, у кого какая собака и где лифт, которым лучше не пользоваться. Да, застрять в кабине — дело, увы, довольно обычное.
Переезды между адресами совсем небольшие, самый длинный перегон был от улицы Ангарской до пятого микрорайона на четной стороне Илимской. Рассказываю Сергею, что эти дома когда-то были страшным долгостроем.
Все заказчики нашего совместного рейса были предельно вежливы и корректны, но любой курьер расскажет, что конфликтные ситуации встречаются — люди разные. Тем не менее, в спорных, ситуациях помогает запись разговоров, однако так или иначе в «Е-доставке» действует правило «Клиент всегда прав». Решать конфликт — дело отдела обращений и отзывов.
По Герасименко, 52 сразу два заказа с разницей в несколько подъездов.
Не знаю, насколько тяжело относить сумки в течение 5 или даже 8 рейсов, но конкретно на примере этого мне не показалось, что работа экспедитора настолько сложная, насколько ее описывали на инструктаже во время приема на работу… Опять же, мне сложно давать какие-то личные оценки, потому что я всего лишь выступал наблюдателем.
Наш последний адрес в новостройках в конце Охотской улицы. Сергей уходит в подъезд с очередной порцией сумок, а я спешу по своим делам дальше.
Впереди у него еще 10 часов рабочей смены, ведь чтобы хорошо зарабатывать, нужно много работать и успевать сделать максимальное количество рейсов за смену.
Это партнерский текст, созданный совместно с компанией "Е-доставка"
УНП 691536217
Что такое партнерский текст?